0
4033
Газета Проза, периодика Интернет-версия

31.03.2011 00:00:00

Близость к народу

Тэги: олигарх, заключенный


олигарх, заключенный

Тина Шамрай. Заговор обезьян.
– Прага: World Communication Agency, 2010. – 688 с.

Традиционное отношение к узникам в России – сочувствие. Вот и Тина Шамрай, автор книги со смелым названием «Заговор обезьян», как гласит официальная версия, озвученная на представлении книги в Доме журналиста, осуществила свой душевный порыв, что совершенно естественно. Тверской литературный критик Сергей Глушков сотворил малую сенсацию, сообщив, что Тина Шамрай работала над своей рукописью втайне, и «Заговор обезьян» для тверской литературной общественности стал неожиданностью. По сюжету, в самом начале повествования один из первых российских олигархов с нефтегазовыми и банковскими интересами, а ныне заключенный, судьбой которого серьезно озабочены западные политики высшего ранга, во время секретной операции по транспортировке стал жертвой необъяснимого заговора: некие первоклассно подготовленные люди перехватили его у конвойной стражи и уже собирались было сделать какую-то инъекцию, но то ли женщина-спецврач его пожалела, то ли еще что пошло не так, только погибли и конвоиры, и перехватчики, а узник остался где-то посреди Сибири. Хотя и прикованным наручниками в салоне микроавтобуса и с каким-то составом в крови, но живым и свободным. Здесь важно подчеркнуть, что сам герой никаких усилий для побега не прилагал. Однако его свобода, естественная для автора, незаконна для государства и обременительна для героя. Перед ним встает вопрос: дожидаться вертолета – ибо вот-вот хватятся – и сдаваться или бежать. Он выбирает второе. Это бегство и есть корпус повествования. Предвосхищая финал, Сергей Глушков сообщил, что оно построено по модели «Одиссеи» – герой возвращается домой, попутно познавая мир и проявляя собственные качества.


Обезьяны-хапуги тоже иногда сидят в тюрьме.
Питер Брейгель Старший. Две обезьяны на цепи. 1562. Государственный музей, Берлин.

Квалифицировать книгу Тины Шамрай как роман или эпопею трудно. В ней слишком много признаков нон-фикшна, главный из них – это выбор героя, за которым отчетливо читается фигура Михаила Борисовича Ходорковского – имени, конечно, в тексте нет. Частые биографические флешбэки, эпизоды судебных заседаний, впрочем, сомнений не вызывают, для того и вплетены в конструкцию текста. Почти документальна и большая вставная новелла о беглеце из советского лагеря – старик, к которому в поисках лодки пришел герой, вот так взял, да и рассказал ему всю свою жизнь. Автор часто вкладывает свои, в общем, верные мысли в голову персонажа. «Ведь ни один университетский курс не отпечатывается так в молодых мозгах, как уроки зоны. Колония – это безотходное производство по выработке человеческого материала, из которого и получаются жестокие и опустошенные существа». В таких публицистических моментах – они обширны – за автором узнается правозащитник. Но часто такого рода риторика приводит к сообщению общих мест. Из первого опыта общения с такими же, как он, заключенными герой понял, например, что «произвол – обыденная и неотъемлемая часть жизни на российских просторах», таковы же пространные диалоги об обществе и элите, о переоцененности «Мастера и Маргариты» Булгакова, об экономике и о китайцах┘

Просторы, по которым двигается герой, населены людьми, открывающими для себя олигарха. Вот в избе живет старуха с разведенной дочерью, две самаритянки, которые омывают едва живого беглеца, кормят, чем бог послал, отвлекают разговором случайно зашедшего участкового милиционера, конечно, взяточника и бабника. Водитель-дальнобойщик, бывший вертолетчик, этнический украинец становится другом и ангелом-хранителем путешественника. Ему – не беглецу! – принадлежит «обезьяний» образ: «Это ж такие сволочи! Есть такой остров, там эти твари гуртом живут. Мимо нельзя пройти, все рвут из рук. И вожак у них – еще та образина. А наглый! И все остальные, как под копирку деланные, никому, гады, не дают проходу. Шо понравилось, тут же и хапают! Тебя не такая стая обобрала?» Тина Шамрай искренне пытается предъявить читателю описание душевного и способного, но несчастного народа, люди которого в воспоминание о собственных горестях пытаются всячески помогать гонимому, даже те, кто его не узнает. Это, по мысли автора, и должно стать откровением для миллиардера. А для народа откровением должно стать то, что миллиардер тоже человек и рогов на голове не имеет. В этой позиции есть резон: слишком много новые богатые понаставили перегородок между собой и российской жизнью, если угодно, между собой и прошлым, в котором не по своей, конечно, воле застыло большинство населения.

Пройдя, проехав и проплыв по водам большую часть Сибири, обманув бдительность слуг закона, герой вместе с хабаровским правозащитником решают устроить пресс-конференцию в американском консульстве, дабы объяснить наконец обстоятельства невольного побега. Но грубый милиционер отгоняет их, людей интеллигентных, от ворот миссии – молодые люди в одинаковых футболках пикетируют там с плакатами: «США – фашистская страна». Пришлось пробираться в Москву. Там беглец встретил Сергея Доренко, Матвея Ганапольского и «Венедикта Первого», пресс-конференция состоялась, после чего герой сдался властям. А те его с заискиванием отпустили.

Книга Тины Шамрай как попытка изначально без издательского проекта или проекта какой-либо некоммерческой организации мостить пропасть между народом и олигархами – вне конкуренции. Однако ее конъюнктурная специфика, очень личностная, иногда простодушная до длиннот и банальностей подача текста автоматически эту благую цель перечеркивают, ставя «Заговор обезьян» в ряд оппозиционно-правозащитного мейнстрима. Этого рода литература имеет своего неизменного читателя, но расширить аудиторию без политических акций, расширить сама, как литература, пока что не способна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

  

0
2287
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1801
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
1541
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
1725

Другие новости