0
4792
Газета Москва Интернет-версия

15.02.2016 00:01:00

Москвичам показали забытое лицо Москвы

Тэги: самострой, снос, москва


самострой, снос, москва Наземный вестибюль станции метро «Чистые пруды» после сноса окружавших его павильонов снова стал доминантой площади Мясницкие Ворота. Фото Валерии Буровой

Главным событием минувшей недели для Москвы стал масштабный снос самовольно возведенных коммерсантами ларьков, павильонов и кафе в разных частях столицы. Около 100 объектов, среди которых постройки и в центре мегаполиса, и на окраинах, были демонтированы за несколько часов. Расположенные на важных городских коммуникациях павильоны сносили, чтобы обеспечить горожанам элементарную безопасность, однако в некоторых случаях демонтаж позволил открыть давно забытые виды Москвы.

Многие незаконно возведенные постройки появились в Москве так давно, что выросло целое поколение горожан, которые не помнят, как выглядело то или иное место без окружающих его палаток. А между тем павильоны остались мегаполису в наследие от 90-х годов, когда бизнес-проекты некоторых предпринимателей оказывались для чиновников важнее, чем интересы всех горожан. Как и всякие временные постройки, павильоны строились без серьезных расчетов, без обоснования того, какую нагрузку на коммуникации города окажет появление нового здания, и, конечно, никто не просчитывал, как изменит самострой архитектурный облик города. В результате некоторые самовольные строения испортили виды городских достопримечательностей, архитектурных памятников и объектов культурного наследия, а некоторые даже сформировали новый ландшафт.

Снос самостроев вызвал волну полемики в СМИ, в которой участвовали и простые горожане, и архитекторы. Те, кто занимается развитием города профессионально, поддерживают принципиальность городских властей. «Объекты самостроя, особенно расположенные в историческом центре, уродуют облик нашего города, – отметил архитектор Алексей Клименко. – Такие постройки – позорное наследие 90-х, их возводили не просто без учета архитектурных особенностей города, но и без учета даже минимальных эстетических соображений. У их владельцев в головах были только деньги». Первый вице-президент Союза архитекторов России Виктор Логвинов отмечает, что палатки были атавизмом. «В 90-е годы пошла другая волна, что нужно свободу рынку дать, и все свободные пространства были... были застроены палатками, временными зданиями, побыстрее, подешевле, чтобы продавать, перехватывая публику на ходу, – говорит эксперт. – Сейчас, я думаю, в какой-то степени возвращается уважительное отношение к природе, уважительное отношение к истории города».

Именно в 90-е появились, например, павильоны у станций метро «Чистые пруды» и «Кропоткинская», которые сильно исказили внешний вид местности, где их расположили. С учетом того внимания, которое городские власти уделяют развитию общественных пространств в мегаполисе, многие ждали, когда же будут устранены самострои в знаковых местах столицы.

«Давно пора было снести все это, – также говорит урбанист, блогер Аркадий Гершман. – Когда это возводили, вопрос архитектуры даже не поднимался – просто выстроили сараи в центре города. Без них внешний вид города станет гораздо лучше. Некоторое время будет неудобно без привычных торговых точек, но там, где есть спрос, появляется предложение, и скорее всего в ближайшее время многие точки, которые располагались в этих сараях, откроются на первых этажах зданий и в переходах метро. Правильно было бы вообще не допускать такого строительства, но и оставлять это не следует. Сейчас идет просто исправление ошибок».

Демонтаж самостроев на облике Москвы скажется позитивно, считает архитектор, учредитель градостроительной компании «Яузапроект» Илья Заливухин. «Это правильное решение, потому что город – это наш общий дом, и то, что построено без разрешения, должно быть снесено, – отмечает он. – Город, конечно, должен быть таким, каким его задумывали архитекторы, градостроители, таким, каким в некоторых местах его помнят еще люди, которые жили, например, на Чистых прудах. Когда строили павильон метро, наверное, не рассчитывали, что рядом возникнут временные павильоны, которые, в общем-то, изменят облик города».

Директор Института медиа, архитектуры и дизайна Варвара Мельникова подчеркивает, что время диктует свои требования к облику города: «Это были временные сооружения, внешний вид которых давно деградировал, не говоря уже о том, что была совершенно непонятна система согласований, а также налогов, которые отчислялись по всей торговле, которая там велась. То, что город сейчас это все приводит в цивилизованный порядок, мне кажется абсолютно прекрасным и, главное, грамотным решением».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1180
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
831
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
400
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
560

Другие новости