0
1371
Газета Москва Печатная версия

01.08.2017 00:00:30

Создать ситуацию успеха

Чего ждут в Москве от классного руководителя XXI века

Тэги: школа, конфликт, ученик, учитель, классный руководитель


Представим себе реальную жизненную ситуацию. У школьника возник конфликт с учителем – к примеру с географом. И разрешить его своими силами никак не удается. Как действовать учащемуся и его родителям? Идти с претензиями к директору? К завучу? Где искать решения проблемы и кто должен помочь найти его, не допустив перерастания досадного недопонимания в открытую войну или подковерную склоку?

 Или возьмем другой пример. В школе понаоткрывали кучу кружков и секций – только ходи! Многие ребята так и делают, но кое-кто игнорирует эту возможность. Кто может и должен подсказать занятие по душе каждому неопределившемуся ребенку и подтолкнуть его к тому, чтобы попробовать себя в нем? Все эти и многие другие задачи должен решать классный руководитель – «менеджер класса», по определению Владимира Горбатко из московской школы № 2030, или «директор класса», по мнению его коллеги из школы № 1367 Германа Хаткевича.

Классный руководитель решает сегодня многие задачи. Но главная – «помочь взрослению личности каждого ученика, – считает Владимир Горбатко. – А для этого его надо научить адекватно отвечать на вызовы и решать возникшие проблемы».

Был, к примеру, в его практике случай. «Девочка перестала ходить в школу якобы по болезни, а сама оказалась в другом городе, – рассказал он. – К ее поискам мы подключили правоохранительные органы, а я связался с родителями, чтобы выяснить причины проблемы и помочь справиться с ней. Оказалось, что девочка не хотела идти в профильный касс, который выбрали для нее родители. И, пообщавшись и с девочкой, и с ее мамой, мы нашли сценарий, приемлемый для всех: вместе подобрали колледж, который устраивал девочку».

Педагог восстановил мир. Причем не только и не столько в своем классе, сколько в семье ученицы. И продолжал при этом заниматься массой других дел.

«Тот, кто выбрал работу учителя, должен понимать: работа в школе крайне интенсивна, и ты должен делать все, что нужно, сплошь и рядом одновременно: и вести свой предмет, и быть психологом – в нужную минуту поддержать, а в нужную – погасить разногласия, не доводя дело до конфликта», – констатировал Горбатко.

Впрочем, это только начало. С нового учебного года классным руководителям предстоит взять новые высоты: узнать как можно больше о каждом ребенке своего класса, включая его внеурочную занятость; помогать выявлять способности неопределившимся и рекомендовать им кружки; серьезно углубить контакты с семьями школьников. При этом Ассоциация классных руководителей Москвы уже подготовила критерии, по которым директора школ смогут оценить работу своих классных руководителей и отмечать лучших из них, рассказал Герман Хаткевич.

Пока таких критериев шесть. Первый – вклад в государственную итоговую аттестацию: ОГЭ-9 и ЕГЭ-11. И это понятно: классный руководитель как никто должен знать все проблемы своих учеников и на дальних подступах помогать их преодолению, обеспечивая максимальную отдачу работы детей. Второй – вклад в результативность участия в олимпиадах школьников. К слову сказать, оба эти критерия присутствуют при составлении рейтинга топ-300 московских школ, и также неспроста. Участие в олимпиаде является одним из показателей эффективности достижений ребенка за пределами школьной программы. И классный руководитель должен создать все условия, чтобы помочь каждому выявить свой талант, будь то в образовательной, спортивной или социальной сфере. «Он создает ситуацию успеха!» – особо подчеркнул Хаткевич.

Третий – участие детей с ОВЗ в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах. Они должны поверить в свои силы и возможности! Причем  именно эти дети, по наблюдениям педагогов, зачастую показывают очень высокие результаты. Четвертый – работа с детьми в трудной жизненной ситуации: ребятами из малоимущих семей, сиротами, юными правонарушителями. Их конек – спортивная и социальная деятельность, и классный руководитель должен сделать все, чтобы привлечь их в общую жизнь, выдернув из дурной компании. Пятый критерий – приобщение учащихся к богатейшему культурно-историческому наследию Москвы, и в частности к проектам «Музеи, парки, усадьбы» и «Не прервется связь поколений». Шестой – отсутствие обоснованных жалоб: «У московских родителей сейчас очень высокие требования к учителям: их зарплаты растут, и родители хотят соответствующего повышения качества образовательных услуг», – отметил педагог.

Классный руководитель «должен стать человеком, который создает условия для всестороннего развития каждого учащегося, помогает добиться успеха не только в учебном процессе, но и в сфере отношений с другими людьми, чтобы он мог реализовать себя как личность. По сути дела, он должен стать директором класса и нести ответственность за все, что там происходит!» – считает Хаткевич.

Задача, безусловно, достойнейшая. Но где взять время, чтобы все это успеть? Ведь в сутках, как ни крути, всего 24 часа и ни секундой больше.

«Эффективность работы классного руководителя и есть получение максимального результата при минимальных затратах, и прежде всего  временных, – разъяснил Хаткевич. – Отслеживать успеваемость, следить за динамикой развития каждого учащегося – это сложная и очень амбиционная задача. Но за ее реализацию с будущего года предполагаются серьезные доплаты».

Не смущают предполагаемые новшества и Владимира Горбатко. «Всю эту работу классные руководители вели и раньше, – напомнил он. – Просто сейчас она будет более систематизированной и структурированной».  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Донбассе опасаются "химической атаки"

В Донбассе опасаются "химической атаки"

Татьяна Ивженко

Представитель ОБСЕ уговаривает стороны отойти от Донецкой фильтровальной станции

0
1323
Асад намерен национализировать собственность беженцев

Асад намерен национализировать собственность беженцев

Владимир Мухин

Президент Сирии нашел жесткий способ вернуть соотечественников на родину

0
1958
Как России реагировать на украинскую автокефалию

Как России реагировать на украинскую автокефалию

В политике укрепляется архаичный принцип абсолютизации религиозных различий

0
1033
Звонок, как главный стимул для обыска

Звонок, как главный стимул для обыска

Денис Беляков

Внимания СМИ привлек скандал, в котором фигурирует президент "Союз армян России"

0
1329

Другие новости

Загрузка...
24smi.org