0
2287
Газета Интернет-версия

12.11.2008 00:00:00

"Утечка умов" – средневековое понятие

Евгений Семенов

Об авторе: Евгений Васильевич Семенов - доктор философских наук, профессор, директор РосНИИ экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП).

Тэги: наука, социум, диаспора


наука, социум, диаспора Есть три группы условий, при которых ученые потянутся в Россию: во-первых – условия материальные; во-вторых – условия социальные; в-третьих – ценностные.
Фото ИТАР-ТАСС

Привычный способ представления явления, именуемого «утечкой умов», сложился полвека назад совершенно в другой исторической обстановке, чем сейчас, – после Второй мировой войны, когда утечка умов понималась как разовый (конечный) процесс исхода научных кадров из разрушенной войной Европы в благополучную Америку.

В современном мире, в условиях глобализации, когда уже сложился мировой рынок труда, в том числе и в сфере исследований и разработок, ясно, что «утечка умов» – почти средневековое понятие. Адекватным современному состоянию мира является, на мой взгляд, понятие глобальной циркуляции научных кадров. При этом для каких-то стран на каком-то этапе развития включенность в этот процесс циркуляции человеческого капитала науки реально имеет однобокий характер и оборачивается почти исключительно утечкой умов. Так или почти так обстоят дела в современной России.

Способ включенности

Для нашей страны важно правильно идентифицировать происходящее. Если понимать процесс по старинке, то есть как утечку умов, то это – негативное явление, которому нужно противодействовать и нужно возвращать умы. Если же речь идет о естественной для рынка труда в условиях глобализации циркуляции кадров, то нужно иначе формулировать и задачи страны. Нужно менять способ включенности страны в данный процесс, в том числе налаживать приток необходимых для собственной экономики и инновационной системы научных кадров (не обязательно отечественного производства), нужно взаимодействовать с диаспорой, в том числе привлекать и возвращать ее представителей. Но невозможно отменить всеобщий характер науки и современный глобальный рынок труда.

С начала 1990-х годов миллион раз произнесены слова о том, что ученые перестанут уезжать и начнут возвращаться, когда в стране для них будут созданы «достойные условия». (По-моему, ученые должны и уезжать, и возвращаться, и снова уезжать, а кроме того, должны приезжать и уезжать и нероссийские ученые.) Обращусь к «достойным условиям». За полтора десятилетия их можно было бы и расшифровать.

На мой взгляд, есть как минимум три группы условий, при которых российская наука может оказаться нормальным образом включенной в естественный для глобального мира процесс циркуляции научных кадров. Во-первых, условия материальные и в жизненном, и в научном плане – оплата труда, жилищные условия, научное оборудование, на котором можно получать современные результаты. Это – наиболее понятная часть «достойных условий», хотя и здесь есть свои нюансы.

Во-вторых, условия социальные, включающие прежде всего сам научный социум, но также и более широкий социальный контекст.

В-третьих, условия, которые можно назвать ценностными, то есть конечные основания деятельности, связанные со смыслом и перспективой. Здесь учитывается не только социальный, но именно исторический контекст, не просто социальный статус науки, но ее исторический статус, роль и место. Люди ведь не только «живут в обществе», но еще и творят в истории.

Все это, а не только «зарплата и жилье», важно для определения характера взаимодействия российской науки с российской научной диаспорой, а также с мировым научным сообществом. Важно это и для решения проблемы притока одаренной молодежи в науку. Эти и многие другие проблемы коренятся внутри российской науки и российского общества. Без кардинальных изменений «здесь и сейчас» их решение невозможно.

Российский научный некрополь

Мой взгляд на проблему человеческих ресурсов науки изложен в ряде статей (прежде всего в статье «Человеческий капитал в сфере науки» и «Человеческий капитал в российской науке» – опубликовано соответственно в альманахе РИЭПП «Наука. Инновации. Образование». 2007, вып. 2, и в журнале «Вестник международных организаций: Образование, наука, новая экономика». 2007, № 4). Здесь же кратко скажу лишь о социальных и ценностных факторах в числе «достойных условий».

Российский научный социум мало привлекателен и для молодежи, и для диаспоры, и тем более для иностранных специалистов уже в силу своего закоренелого феодализма, сформировавшегося триста лет назад в условиях самодержавия и крепостного права. Этот социум – исторический ровесник барщины и человеческого бесправия. И меняться он (точнее, его «элита», а также ее дворня) никак не хочет.

Созданные в начале 1990-х годов государственные научные фонды попытались заменить барщину на оброк, но масштаб дозволенной им деятельности оказался демонстрационным. Научные кадры в этих условиях голосуют ногами. Проблема диаспоры и проблема научной молодежи имеют общий источник.

И, что хуже всего, российский научный социум не выздоравливает, а продолжает деградировать. Численность занятых в сфере исследований и разработок сократилась в России в 2006 году по сравнению с 1990 годом с 1943,4 тыс. человек до 807,1 тыс. человек соответственно. Но это еще полбеды.

В структуре человеческих ресурсов произошли странные изменения. Количество исследователей все это время сокращалось быстрее, чем «вспомогательный» и «прочий» персонал. Численность исследователей составляла в 2006 году 39,1% от уровня 1990 года. При этом численность вспомогательного персонала составила 47,7%, а прочего – 68,1%. Последнее обстоятельство – какая-то особая ценность категории прочего персонала по сравнению с исследователями – заслуживает специального внимания.

Несведущий человек может подумать, что речь здесь может идти о новых, востребованных временем, необходимых для инновационного развития профессиях (юристах, менеджерах, патентных поверенных и т.п.). Но все проще. Согласно принятому в статистике определению, «прочий персонал – работники по хозяйственному обслуживанию, а также выполняющие функции общего характера, связанные с деятельностью организации в целом (работники бухгалтерии, кадровой службы, канцелярии, подразделений материального обеспечения, машинистки и т.п.)». Именно данная категория оказалась значительно более устойчивой, чем исследователи.

Если вдуматься в это, то и состояние российского научного социума, и тем более тенденции его «развития» просто убийственны. Замечу, что, например, в США доля исследователей в общей численности занятых в сфере исследований и разработок составляла в 1990 году 80,6% (в России в тот же год – 51,1%). В 2000 году в США доля исследователей выросла до 87,2% (в России – снизилась до 48,0%). Полагаю, что отсюда ясно, как российская диаспора рвется из той науки в эту и как талантливая молодежь толпится у входа в российский научный некрополь.

Ценностный фактор

Не менее важную роль для определения будущего российской науки наряду с социальными факторами играют и ценностные. В современной России мы имеем стагнацию архаичной профессиональной структуры науки. Российская наука имеет структуру, характерную для индустриального общества, – с абсолютным преобладанием технических наук, с неразвитыми сегментами медико-биологических и социогуманитарных наук, с ослабленным информационным сегментом. И не нужно здесь говорить про страновые специализации (иначе можно довольствоваться и специализацией на вывозе леса-кругляка).

Показателен американский опыт трансформации науки образца индустриального общества в науку информационного общества. Еще в конце 1970-х – начале 1980-х годов дисциплинарная структура американской науки была похожа на современную российскую. Инженерные науки составляли те же две трети, что и технические сейчас в России. Но уже к 2000 году структура американской науки разительно изменилась, а по прогнозу на 2012 год она станет совсем трудносопоставимой с российской. Доля инженерных наук значительно сократилась: только с 2000 по 2002 год она снизилась с 40,4 до 30,3%. Напротив, доля математики и информатики стремительно растет. За те же годы она выросла с 39,6 до 51,4%.

Если же взять более широкие исторические рамки, то американская наука за полвека превратилась из типичной науки индустриального общества (в 1950 году математика и информатика – всего 2,2%, а инженерные науки – 76,9%) в науку информационного общества (в 2002 году те же показатели соответственно – 51,4 и 30,3%). Мы живем одновременно, но проживаем разные исторические эпохи. Главное же, что мы не прилагаем адекватных усилий для изменения ситуации.

Наука, встроенная в сосуществующие, но принадлежащие разным историческим эпохам социумы, обладает разной степенью привлекательности для той же диаспоры и молодежи. Смысл заниматься наукой образца прошлой исторической эпохи, ее ценность для исследователя – под большим вопросом. И никакое обильное, но неосмысленное финансирование ничего не могут в этом изменить. России нужна осмысленная, исторически масштабная реорганизация национального научно-технологического комплекса. Это и есть главное условие решения таких проблем, как диаспора и приток в науку одаренной молодежи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1013
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1379
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1048
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
875

Другие новости