Госдума на время новогодних каникул приостанавливает законодательную борьбу с противниками власти. Фото РИА Новости
На заседании Госдумы 23 декабря не будут приняты законопроекты о временных ограничительных мерах против лиц, находящихся за пределами РФ и уклоняющихся от наказания. Механизм поражения в гражданских правах любых релокантов, которые не в ладах с законом, вводится с 1 марта. Судя по всему, депутатам и заинтересованным ведомствам предстоит доработать ряд норм и процедур. Из того, каким образом будут сняты некоторые юридические противоречия, и станет понятно – временные это ограничения или постоянные по типу статуса иноагента.
В повестке последнего в этом году думского заседания не значатся законы, которые устанавливают процедуру фактического поражения в ряде гражданских прав для тех, кто сбежал от российского правосудия за границу.
Первое чтение депутаты провели 18 декабря, а в течение января проекты будут дорабатываться.
Пакет законопроектов был внесен членами комиссии Госдумы по противодействию вмешательству извне 11 декабря, а перед этим он был широко анонсирован (см. «НГ» от 11.12.25). Начальная скорость рассмотрения вроде бы указывала на то, что две соответствующие инициативы будут приняты максимально оперативно. Однако теперь понятно, что раз реестр лиц, в отношении которых применяются временные ограничительные меры, должен открыться только с 1 марта 2026 года, то у заинтересованных ведомств еще есть время для каких-то дополнений или дальнейших ужесточений.
Кроме того, как выяснила «НГ», в базовом законе, который так и называется – «О временных ограничительных мерах в отношении лиц, находящихся за пределами РФ и уклоняющихся от исполнения наказания», судя по всему, имеется то ли юридическое противоречие, то ли намеренная лакуна для правоприменителей. Главным из них, как известно, назначена Генеральная прокуратура РФ, которая и будет вести данный реестр. То есть включать туда конкретных граждан страны или исключать оттуда. А также контролировать как действия фигурантов реестра, так и исполнение решений о введении или отмене ограничений всеми органами и организациями.
Напомним, что фактическое поражение в целом списке гражданских прав грозит как осужденным по уголовным преступлениям, так и наказанным по ряду статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Перечень статей КоАП в законопроекте приведен – и все они связаны именно с политикой. Например, это неисполнение обязанностей иноагента теми, кто принудительно получил такой статус. Также речь идет о штрафах за дискредитацию армии, за поддержку иностранных санкций против РФ или, скажем, за сомнения относительно нынешних границ страны.
А ограничены – часто лишь временно – в своих правах соответствующие граждане будут в том случае, если они покинули Россию, а значит, пытаются избежать ответственности. Возвращение их к законопослушанию предполагается стимулировать запретами на банковские и консульские услуги, регистрацию недвижимости и автомобилей вместе с аннулированием прав на вождение, доступ к государственным электронным сервисам и др.
Изучая процедуру введения физических лиц под установленные ограничения и исключения таких людей из реестра Генпрокуратуры, «НГ» обнаружила противоречия между текстом законопроекта и его интерпретацией в официальной пояснительной записке. К примеру, для того чтобы гражданин попал в число фигурантов реестра, он должен соответствовать всем трем критериям: иметь уголовную или административную статью, уклоняться от исполнения наказания и отсутствовать на территории страны. В ст. 3 проекта специально говорится, что должна быть подтверждена именно совокупность этих признаков. Но в ст. 5, где сказано об основаниях для отмены ограничений, подобной оговорки нет. Туда лишь добавлена еще одна причина – смерть фигуранта реестра. Так что выглядит данная статья таким образом, что для отмены мер достаточно либо отмены решения суда, либо, скажем, начала выплат по исполнительным листам, либо хотя бы возвращения в Россию.
Однако в пояснительной записке приведена иная трактовка: «Решение о применении или отмене временных ограничительных мер принимается Генпрокуратурой РФ, если в отношении физического лица подтверждаются все следующие основания». Так что депутатам придется выбрать то или иное направление доработки законопроекта. И если за основу будет взята вторая интерпретация, то будет понятно, что выход из реестра может быть только по одной естественной причине.
Возможно, однако, что тут допущено не противоречие, а намеренное расширение полномочий Генпрокуратуры. Дело в том, что поражение в правах можно будет применять не только к политэмигрантам, но и, допустим, к бывшим чиновникам, осужденным за должностные преступления и сбежавшим из страны, или к бизнесменам, которых наказали за экономические преступления. Кого-то из них, наверное, можно будет простить и по одному признаку, а другим, наоборот, отказать в прощении как раз из-за отсутствия совокупности факторов.


