Газета Печатная версия

10.12.2014 00:01:00

Борьба за жизнь на клеточном уровне

С лекарствами против старости, которые воздействуют на геном, придется повременить

Тэги: генетика, геном, старость, биология

268-13-2-T.jpg
Суженный просвет артерии
(холестерин – зеленый).
Иллюстрация Physorg

Считается, что жизнь человека длится в среднем 30 тыс. дней, 5 тыс. из которых приходится на болезни, связанные со старением. Ученые обещают через пять лет лекарства против старости, которые, воздействуя на клеточный геном, будут «обращать» ход времени и возвращать людей к молодости. Холодный душ на оптимистов пролили ученые Гетевского университета во Франкфурте-на-Майне. Они сумели разглядеть в электронный микроскоп строение белкового «транспортера», встроенного в оболочку клетки. Этот протеиновый комплекс способствует активному сопротивлению клеток как действию антибиотиков, так и цитостатиков (последние подавляют клеточное деление).

Старение отличается от молодости тем, что приводит к подавлению активно делящихся стволовых клеток, которые, как выяснили в Университете Западной Австралии, могут передаваться потомкам с молоком матери. Для доказательства этого интересного открытия его сотрудники получили генетически модифицированную мышь, которой был введен ген, отвечающий за синтез белка, светящегося красным светом. После рождения мышат от обычного самца у последних с началом молочного вскармливания стали светиться отдельные клетки. Тем самым флюоресценция доказала наличие «вертикальной» передачи стволовых клеток от матери к детям.

Мы есть то, что вынуждены есть. Молекулярные генетики говорят, что ген – это поваренная книга, в то время как среда – всего лишь умелый шеф-повар, «шедевры» которого ограничены набором исходных продуктов. Эволюционисты утверждают, что микробы, живущие, например, в кишечнике человека, развивались автономно после «отщепления» вида Homo sapience от общих с современными шимпанзе предков. Журнал Cell Metabolism опубликовал статью специалистов Васкулярного института Кливленда, согласно которой огромную роль в повышении риска сердечно-сосудистых заболеваний играют микроорганизмы, колонизующие кишечник. Дело в том, что они преобразуют L-карнитин мяса в 3-метиламин-N-оксид (ТМАО), стимулирующий отложение холестерина в стенках артерий и тем самым развитие атеросклероза.

Диетологи утверждают, что чем меньше углеводов в нашей пище, тем выше качество жизни. Это тем более верно, если учитывать развитие диабета 2-го типа (Т2Д), повышающего опасность сердечных и сосудистых патологий. Журнал Circulation привел результаты геномного анализа, проведенного учеными Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которые обследовали 8155 афроамериканок, 3494 испаноязычных и 3697 белых женщин на предмет выявления различий в их геноме и связи Т2Д с сердечно-сосудистыми патологиями. Было выявлено 10 топ и 8 клеточных путей, показывающих глубокую эволюционную связь этих двух расстройств у представительниц разных этнических групп. Это прежде всего гены, отвечающие за белки клеточной коммуникации – кальциевые сигналы, пути следования нервных аксонов к их «мишеням», клеткам сердечной мышцы.

Все они погибают при недостатке питания вследствие уменьшения просвета питающих артерий, забитых атеросклеротическим бляшками, основной компонент которых – холестерин. В Scientific Reports (приложении журнала Nature) специалисты Университета Пердью в г. Лафайет, шт. Индиана (США), предложили уникальный лазер для быстрого и безвредного построения 3D-изображений бляшек в стенках сосудов. Метод основан на использовании лазера, спектр излучения которого близок к инфракрасному и не повреждает живые клетки. Тем не менее он нагревает последние, что ведет к их незначительному расширению и генерации волн давления с частотой 2 тыс. импульсов в минуту. Они-то и улавливаются ультразвуковым детектором.

Новая система фотоакустического построения изображений умещается в обычном эндоскопе и позволяет проводить внутрисосудистую диагностику холестериновых отложений с высокой скоростью. Университет оформил официальную заявку на патент, а авторы исследования основали фирму по производству своего «детища», которое вскоре сможет выйти на рынок.