0
3232
Газета Печатная версия

12.04.2016 00:01:00

Когда космонавтика «позеленеет»

Наилучшие доступные технологии и мечты о чистом космосе

Сергей Кричевский

Об авторе: Сергей Владимирович Кричевский – космонавт-испытатель, доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Экологического центра Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.

Тэги: космос, космонавтика, экология


космос, космонавтика, экология Работа со сверхтоксичным гидразиновым ракетным топливом требует особых условий. Фото с официального сайта ESA

Сегодня, когда российская космонавтика пребывает в затянувшемся кризисе, связанном с реформой отрасли и значительным сокращением финансирования, давайте выйдем за пределы и поговорим-помечтаем о ее чистом и зеленом будущем.

От черных – к зеленым

Не секрет, что при всех выдающихся достижениях в космосе космическая техника, отрасль и вся сфера космической деятельности далеки от экологической чистоты и во многом базируются на унаследованных экологически грязных и экономически расточительных черных и коричневых технологиях (классификация предложена автором). Большинство существующих типов ракет-носителей (РН) имеют родословную, идущую от военной техники, гонки вооружений и холодной войны. То есть изначально не были заточены под современные, все более строгие, экологические нормы. Коэффициент полезного действия РН крайне низок: как правило, лишь 1–3% стартовой массы составляет полезная нагрузка, выводимая в космос (см. подробнее: Кричевский С.В. «Зеленая» космонавтика для будущего человечества// Земля и Вселенная.  2014, № 6, с. 34–42).

Уже давно понятно, что при такой низкой эффективности и экологичности космической техники не станут нам доступны «горы хлеба и бездны могущества» в космосе, о которых еще 100 лет назад мечтал К.Э. Циолковский. При нынешнем КПД для космической экспансии надо иметь и сжечь горы денег для запуска новых тысяч и тысяч ракет. Но экономика, общество и биосфера Земли этого не выдержат. К тому же в XXI веке космонавтика далеко не самая главная и вовсе не лидирующая отрасль в мировой экономике, где все более нарастают земные проблемы и конфликты.

Однако у космических технологий есть колоссальные эколого-экономические резервы: в идеале КПД космонавтики можно повысить в 10 и более раз. Для этого необходим переход к принципиально новым технологиям (в том числе – в перспективе – и к безракетным), к новому зеленому технологическому укладу. Причем именно требования к экологичности техники могут дать мощный импульс для выхода из тупика и нового рывка космонавтики. Но это в идеале. А где мы находимся и что имеем здесь и сейчас?

Правила игры в НДТ

Парадокс: во всем мире – в России, США, Европейском союзе, Китае и других космических странах – космическая отрасль при всей высокотехнологичности и инновационности не является лидером процесса экологизации и озеленения. Или, как теперь это принято называть, перехода к «наилучшим доступным технологиям» (НДТ) (в англоязычной терминологии – Best Available Techniques, BAT). Если говорить о сущности, но не о строгом определении, то НДТ – это наиболее эффективные новейшие разработки, которые сочетают наилучший технологический уровень в сохранении окружающей среды и экономии ресурсов, а также техническую и экономическую возможность массового применения.

Кроме того, переход на НДТ дает мощный импульс для модернизации производства на полном жизненном цикле и выхода на новый уровень экологической безопасности и эффективности деятельности. Однако поскольку НДТ – это технико-эколого-экономический компромисс, среди них маловато самых новых и совершенных – зеленых – технологий.

Процесс эволюции технологий можно представить в виде трех взаимосвязанных блоков: «Унаследованные технологии», «Наилучшие доступные технологии», «Зеленые технологии». Переход к НДТ в современном понимании является основой перехода к зеленой экономике в русле новой стратегии устойчивого социоэколого-экономического развития, декларированной на конференции «Рио+20» в 2012 году.

В ряде промышленных отраслей в развитых странах переход к НДТ начался еще в середине 90-х годов XX века. Лидер – Европейский союз, где давно существуют «правила игры» (действует Директива 2008/1/ЕС от 15 января 2008 года о комплексном предотвращении и контроле загрязнений в редакции 2010 года). Координирует процесс Европейское бюро по комплексному предупреждению и контролю загрязнений. Подготовлены 33 «Справочника по НДТ», которые лежат в основе комплексных экологических разрешений и системы регулирования. Отрасли юридически и экономически заинтересованы переходить к НДТ, избавляясь при этом от старых технологий.

К сожалению, Россия значительно отстает в переходе к НДТ. Но в последние годы правительство РФ активно ведет в стране экологическую реформу. В 2014–2015 годы приняты важные изменения в законодательство об охране окружающей среды (Федеральный закон РФ № 219-ФЗ от 21 июля 2014 года и др.), нормативно-правовые документы по переходу к НДТ, утверждены планы перехода отраслей, созданы Межведомственный совет по переходу на принципы НДТ и внедрению современных технологий и Бюро НДТ, идет разработка отраслевых справочников (в 2015 году утверждено 10, а всего в 2015–2017 годах их разработают 46). С 2020 года отрасли народного хозяйства России будут жить по новым правилам НДТ, комплексным экологическим разрешениям, требованиям, стандартам, при новом правовом и экономическом механизме регулирования отношений с окружающей средой.

Вернемся к космонавтике

Чистый космос и зеленые технологии – уже объект рекламы и управления.
Чистый космос и зеленые технологии – уже объект рекламы и управления.

Парадоксально, но ни в одной стране в мире в космической отрасли до сих пор не разработаны и не приняты «Справочники по НДТ». То есть переход задерживается. Космическая отрасль и сфера космической деятельности в мире в целом и России в частности не являются лидерами перехода к НДТ и имеют сложные унаследованные проблемы взаимодействия с окружающей средой. Они обусловлены сущностью и свойствами массово применяемых ракетных и других технологий.

И все-таки важно отметить, что существуют точки роста, в том числе идеи, инициативы, стратегии, проекты экологизации, зеленые технологии и в сфере космической деятельности – многоразовые одноступенчатые ракеты-носители, возвращаемые ступени ракет, зеленое ракетное топливо… Некоторые уже внедряются: свежий пример перспективной НДТ – возвращение ступеней ракет с посадкой на Землю (см. «НГ» от 23.12.15: Андрей Ваганов «Космос становится по-настоящему многоразовым»).

Но есть сложная проблема определения НДТ в космической отрасли: по каким критериям их отбирать, чтобы избежать крайностей, формализма и абсурда. Ведь если очень захотеть, можно и сверхтоксичное гидразиновое топливо (несимметричный диметилгидразин, гептил), и гептиловые ракеты-носители взять и отнести к НДТ. А если их покрасить зеленой краской – то и к зеленым технологиям.

Тем временем Европейское космическое агентство (ESA), существуя и развиваясь в зеленеющем правовом и экологическом пространстве ЕС, движется к НДТ и зеленым технологиям. В 2012 году в ESA была принята и реализуется важная инициатива «Чистый космос» (Clean Space initiative). Если зайти на сайт ESA, то там можно увидеть и подробную, красивую «дорожную карту» перехода к зеленым технологиям и чистому космосу. Кстати, зеленое ракетное топливо и другие зеленые технологии в последние годы активно разрабатывает и Национальное аэрокосмическое агентство США (NASA).

Понятно, что у ESA пока преобладают планы и мечты о зеленом будущем, но они ободряют и вдохновляют! Особенно на фоне нашей отечественной полной пустоты по этому направлению. На старом сайте бывшего Роскосмоса – Федерального космического агентства – об этом зеленом будущем ни слова. А новая госкорпорация «Роскосмос» до сих пор свой сайт наполнить не смогла, и там вообще ничего нет про НДТ, чистое и зеленое космическое.

В российской космической отрасли свои авторитеты и приоритеты, «зеленый» конь здесь еще не валялся. В новых проектах и, говорят, во всей новой федеральной космической программе России на 2016–2025 годы нет ни слова о переходе к НДТ и зеленым технологиям. Даже эти слова пока так и не пробились на страницы главных официальных документов по космосу. Что уж говорить о самих технологиях... А тем более о мировом лидерстве в переходе к чистой и зеленой космонавтике.

Понятно, что зеленый переход невозможен только в космонавтике и/или в одной стране. Он обусловлен темпами развития и качеством мировой экономики, которая трансформируется в зеленую. Но отставание приведет к снижению эффективности и конкурентоспособности сферы космической деятельности, а без экологически безопасной космонавтики не будет и зеленого будущего человечества.

И последнее. Можно покрасить ракеты зеленой краской и развесить зеленые космические флаги, но проблему это не решит. Всю космонавтику в России и мире, ее инфраструктуру и продукцию необходимо начинать делать из другого теста – из зеленых идей, проектов, технологий, материалов. Для этого всем участникам процесса предстоит самим «позеленеть» изнутри.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Волгоградские экологи спасут москвичей от опасных помидоров

Волгоградские экологи спасут москвичей от опасных помидоров

Андрей Серенко

0
816
"Единая Россия" остановит "мусорный беспредел" региональных операторов

"Единая Россия" остановит "мусорный беспредел" региональных операторов

Илья Никаноров

0
838
Космология Стивена Хокинга не нуждалась в понятии «Бог»

Космология Стивена Хокинга не нуждалась в понятии «Бог»

Александр Винничук

Прошлое, которое можно изменить

0
3290
Пять направлений национального проекта "Экология"

Пять направлений национального проекта "Экология"

Борис Николаев

Неоходимый объем финансирования – более 4 триллионов рублей

0
2799

Другие новости

Загрузка...
24smi.org