Газета Печатная версия

24.12.2019 18:15:00

Стрела времени. Научный календарь, декабрь 2019 - январь 2020

Тэги: наука, история, календарь

Декабрь

1931 г. Академик Владимир Иванович Вернадский делает большой доклад на Общем собрании Академии наук СССР – «Проблема времени в современной науке». «На наших глазах в последние два-три года, – говорил Вернадский, – то есть в мгновение, сейчас, начинает коренным образом меняться тысячелетнее научное мироздание. Изменение вносится не гипотетическими построениями фантазии или интуиции, не великой научно-философской концепцией, как мировые вихри Декарта, а точным эмпирическим научным наблюдением реальности, научными фактами».

1909 г. На общем собрании XII съезда естествоис­пытателей академик Иван Петрович Павлов произнес речь «Естество­знание и мозг», в которой обосновал необходимость объективного подхода к изучению психики и ука­зал на условные рефлексы как на биологические акты, создающие предпосылки для правильного ­обмена веществ между организмом и внешней средой.

Январь

2019 г. В 05.33 UTC (08.33 по московскому времени) американская АМС «Новые горизонты» пролетала на расстоянии 3,5 тыс. км от транснептунового объекта 2014 MU69, неофициально называемого также Ультима Туле (лат. Ultima Thule – край света). Это событие произошло на расстоянии 43,4 а.е. от Солнца (6,5 млрд км) – еще никогда ранее исследователи не проводили подобные эксперименты так далеко.

1851 г. Французский физик Жан Бернар Леон Фуко провел первые опыты со свободно качающимся маятником. Так он впервые экспериментально доказал вращение Земли вокруг своей оси. Ученый подвесил к потолку 5-килограммовый латунный шар на стальной двухметровой проволоке. А 3 февраля того же года Фуко провел опыт в парижском Пантеоне. Теперь маятник представлял собой 28-килограммовый металлический шар с закрепленным на нем острием на стальной проволоке длиной 67 м. Маятник привели в движение, и стало очевидно, что плоскость качания поворачивается относительно пола по часовой стрелке. При каждом следующем качании острие маятника делало отметку на 3 мм дальше предыдущего. Это отклонение и объясняет то, что Земля вращается вокруг своей оси.

1731 г. В Москве были зажжены первые уличные фонари. Вначале было установлено 520 фонарей, которые заправлялись конопляным маслом, использовавшимся тогда и в кулинарии. Задачей фонарщиков было заправлять их и зажигать с наступлением темноты. Когда стало ясно, что масло систематически подворовывают, в него стали добавлять скипидар, чтобы невозможно было употреблять его в пищу. Фонари зажигались с 1 сентября по 1 мая, 18 ночей в месяц, когда на небе не светила луна. Деньги на устройство освещения были выделены казной, но зажигать фонари и содержать их в исправности должны были сами москвичи.

17-16-3350.jpg
Памятная марка, выпущенная австрийской
почтой, посвященная Лизе Мейтнер.

1912 г. Немецкий геофизик А.Л. Вегенер на заседании Немецкого геоло­гического общества во Франкфурте-на-Майне впервые выдвинул ряд положений гипотезы о первоначальном соединении Европы, Африки и Америки (так на­зываемая «тектоническая гипотеза дрейфа континентов»).

1939 г. Отто Ган и Фриц Штрассман опубликова­ли работу «Доказательство свойств щелочно-земель­ных металлов, возникающих при бомбардировании урана нейтронами». Ранее, в 1938 г., Отто Ган, австрийский радиохимик и физик Лизе Мейтнер и немецкий физикохимик Фриц Штрассман доказали, что тяжелое ядро урана (атомное число 92) расщепляется при бомбарди­ровке нейтронами на более легкие элементы с атомными числами 56 и 36 (барий и криптон), а актиний (атомное число 89) при этих реакциях превращается в лантан с атомным числом 57.

1884 г. Немецкий студент П.Г. Нипков получил патент на изобретенное им оптико-механическое устройство (так называемый диск Нипкова). Это изобретение было положено в основу механической системы телевидения.

2019 г. Утром в Тушинском тоннеле на Волоколамском шоссе в Москве произошел провал грунта и вынос на автомагистраль воды с песком и глиной. Тоннель располагается под земляной дамбой и руслом канала имени Москвы, между шлюзами № 7 и № 8.  Чтобы установить причину происшествия, из акватории над тоннелем откачали воду. Возможной причиной могли стать проводившиеся в начале 2000-х годов работы при расширении Волоколамского шоссе и строительстве новой ветки автомобильного тоннеля. Благодаря действиям гидротехников канала 10 января в 15.20 течь прекратилась. А уже в 18.30 было полностью восстановлено движение автотранспорта.

1672 г. Исаак Ньютон избран членом Лондонского Королевского общества. Непосредственным поводом к этому послужила демонстрация зеркального телескопа, изобретенного Ньютоном, одного из первых в мире. С 1703 г. Ньютон стал президентом этой почтенной научной организации и оставался в этой должности до конца своих дней.

1814 – в Санкт-Петербурге торжественно открыта Императорская Публичная библиотека (ныне Российская национальная библиотека).

1960 – на основе методов геофизики впервые предсказано извержение вулкана (вулкан Килауэа на Гавайях).

1934 – французские физики Ирен и Фредерик Жолио-Кюри доложили в Парижской Академии наук об открытии ими искусственной радиоактивности.

2009 – капитан Чесли Б. «Салли» Салленберг совершил аварийную посадку на Гудзон пассажирского самолета, выполнявшего рейс Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл со 150 пассажирами и 5 членами экипажа на борту. При взлете самолет столкнулся со стаей птиц, в результате чего у него отказали оба двигателя. После аварийной посадки все находившиеся на борту люди выжили, а само событие получило название «Чудо на Гудзоне». (Вскоре ему посвятил фильм Клинт Иствуд.)

1728 – Создан Архив Академии наук – первый научный архив России.