0
1194
Газета НГ-Политика Печатная версия

02.10.2007

Молодо-зелено

Тэги: молодежные движения, молодая гвардия, реклама

61 миллион рублей для рынка наружной рекламы в Москве – сумма не слишком значительная, но, возможно, нецелевое расходование именно этой суммы станет поводом для большого предвыборного (или даже коррупционного) скандала с участием городских властей и двух политических партий, представитель одной из которых, молодой яблочник Илья Яшин, обратился в прокуратуру с заявлением о совершении преступления со стороны «молодогвардейского» крыла «Единой России».

молодежные движения, молодая гвардия, реклама Реклама молодежной организации стала яблоком раздора для тех, кому она была предназначена.
Коллаж Екатерины Саратовой

Фабрика политических звезд

Этим летом на улицах Москвы появилось несколько десятков рекламных билбордов с символикой молодежного движения «Молодая гвардия «Единой России» и ее проекта «Политзавод». Реклама призывала молодых людей, желающих стать политиками, участвовать в «Московском политзаводе», за подробностями предлагалось обращаться на сайт mosgvard.ru в интернете.

Акция «Молодой гвардии» под названием «Политзавод» проводится уже второй год. После того как 10 апреля прошлого года бюро высшего совета и президиум генсовета партии «Единая Россия» приняли решение о двадцатипроцентной квоте для молодежи в списках партии на выборах всех уровней, единороссы обнаружили, что у них просто нет достаточного количества молодых активистов. Обязанность по поставке кадров для этой квоты была возложена на «Молодую гвардию» – партийное молодежное крыло. Именно в этой организации и был придуман формат, отдаленно напоминающий телевизионную «Фабрику звезд» (это неудивительно – лидер «Молодой гвардии» Иван Демидов и его ближайшие соратники пришли в политику из шоу-бизнеса; Демидов в начале девяностых был первым российским виджеем – вел в 1990–1996 годах шоу «Музобоз») – многоуровневый открытый конкурс, участники которого должны были продемонстрировать способность устраивать уличные акции, организовывать работу с избирателями, вести публичную кампанию. Победителей конкурсов планировалось включать в предвыборные списки «Единой России».

Пилотными регионами, в которых проходил первый «Политзавод», стали Еврейская автономная область, Приморский край, Карелия, Тува, Чувашия, Липецкая, Новгородская и Свердловская области, в которых в октябре прошлого года проходили выборы законодательных собраний. В течение всего лета в этих регионах прошли отборочные туры, по итогам которых в предвыборные списки «Единой России» было включено несколько десятков юношей и девушек, готовых к политической карьере.

Результаты региональных выборов, однако, выглядели для этих молодых людей не слишком впечатляюще. На стадии составления предвыборных списков выяснилось, что ни местные функционеры «Единой России», ни их московские кураторы оказались не готовы к тому, чтобы отдать пятую часть депутатских мандатов непонятно откуда взявшимся (часто в буквальном смысле – например, одним из победителей «Политзавода» в Туве оказался юноша, который сочинил и прочитал рэп о «Единой России») молодым людям. Поэтому большинству победителей «Политзавода» «Единая Россия» предоставила заведомо непроходные места в своих списках – настолько непроходные, что, когда итоги голосования в регионах были подведены, оказалось, что только в Новгородской и Астраханской областях, а также в Еврейской АО среди депутатов оказались участники «Политзавода» (по одному в каждом регионе). Проект провалился. Правда, в частных беседах функционеры «Единой России» объясняли, что все так и было задумано – иначе, заполнив региональные парламенты не искушенными в политике юнцами, «Единая Россия» сама себя подставила бы под огонь критики оппонентов.

Найдите десять отличий

Так или иначе, летом 2007 года реклама «Политзавода» появилась и в Москве. Депутатских мест уже никто никому не обещал – обещания были более скромными (места в Молодежной палате при Мосгордуме) и более расплывчатыми («Соберем по винтику молодежь в политику»). Но главная сенсация этого проекта заключалась не в том, что именно обещали молодежи, а в других, менее заметных деталях.

Первым на эти детали обратил внимание депутат Мосгордумы яблочник Сергей Митрохин, направивший на имя мэра Москвы Юрия Лужкова запрос о том, насколько соответствует оккупировавшая улицы Москвы реклама «Политзавода» запрету на размещение агитматериалов политических партий в период до официального старта предвыборной кампании. Митрохину ответила первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова, которая объяснила депутату, что реклама «Политзавода» не имеет никакого отношения ни к «Единой России», ни вообще к политике. По информации представителя мэрии, билборды (до 100 сторон формата 3х6 м, 10 сторон большого формата, 50 сторон сити-формата, 10 перетяжек и 1000 стикеров в метро) были размещены на правах социальной рекламы, то есть бесплатно, ГУ «Молодые москвичи», созданным в рамках городской программы «Молодежь Москвы 2007–2009». Символика «Молодой гвардии» на этих рекламных площадях была размещена для того, чтобы проинформировать население о том, кто является автором идеи «Политзавода». Сайт mosgvard.ru, адрес которого был указан на билбордах, также не имеет формального отношения к «Молодой гвардии». Кроме того, городской заказ на размещение этих билбордов, как сообщала г-жа Швецова, был оформлен по итогам открытого конкурса, информация о котором была опубликована Тендерным комитетом правительства Москвы. Конкурс проводился Департаментом молодежной и семейной политики города Москвы, начальная цена тендера – 60 940 540 рублей.

Ответ Людмилы Швецовой Сергею Митрохину выглядел форменным издевательством – при том, что по существу она, вероятно, была права. На билбордах рядом с огромным логотипом «Молодой гвардии» мелкими буквами было честно указано, что этой организации принадлежит авторство идеи конкурса. Сайт mosgvard.ru действительно не имеет никакого формального отношения к «Молодой гвардии» – даже несмотря на то, что его дизайн полностью копирует дизайн «молодогвардейского» politzavod.ru, большая часть материалов сайта посвящена деятельности «Молодой гвардии», а интернет-адрес ее московского отделения (mosgvardia.ru) очень похож на mosgvard.ru, отличаясь от него только двумя буквами. Иными словами, реклама «Молодой гвардии «Единой России» формально не является рекламой этой организации, и московские власти не видят ничего дурного в том, чтобы за свой счет рекламировать «Политзавод».

«Совсем обнаглели»

27 сентября, после того как депутат Митрохин получил ответ на свой запрос, один из функционеров партии «Яблоко» Илья Яшин направил в прокуратуру Москвы заявление о совершении преступления. Указывая в заявлении, что символика «Молодой гвардии» на «социальных» билбордах гораздо крупнее, чем надпись «Молодежная палата при Московской городской Думе», а сайт mosgvard.ru неотличим от сайтов mosgvardia.ru и politzavod.ru, Яшин просит проверить изложенные им факты и возбудить уголовное дело по статье 285.1 УК РФ. Комментируя свое заявление, Яшин написал в своем блоге: «Можете верить Швецовой, а можете – собственным глазам. В общем, мы всерьез беремся за эту историю и будем добиваться возбуждения уголовного дела. Это вопиющий случай откровенного воровства единороссами денег из бюджета. Вор должен сидеть в тюрьме. Даже если у него партбилет «Единой России» в кармане. Совсем обнаглели, путают городской бюджет (наши с вами деньги, налогоплательщиков) со своей партийной кассой».

Официальных комментариев от «Молодой гвардии» по поводу билбордов не последовало, однако в своих блогах представители молодых единороссов поддержали Людмилу Шевцову, утверждающую, что «Политзавод» не может считаться партийным проектом.

«Все воют по поводу того, что, видишь ли, в Москве висела реклама «Политзавода», – пишет у себя в блоге член федерального совета «Молодой гвардии» Павел Данилин. – Я бы мог многое сказать о том, что завидуют, что нищеброды и все такое подобное. Но я не ругаюсь матом. Поэтому я просто хочу сказать, для чего создан был «Политзавод» – для того, чтобы молодежь получила навыки публичной политики, а лучшие получили бы шанс баллотироваться в Госдуму, а также в региональные парламенты, в управы и так далее. При том, что «Политзавод» делал актив «Молодой гвардии», стать участником программы мог любой молодой человек любой политической ориентации. Так что все завывания по поводу траты бюджетных денег – это глупый политический пиар и ничего более».

С Данилиным согласна и активистка «Молодой гвардии» Мария Сергеева. «Это – наш проект, мы отстаиваем интересы ЛЮБОЙ молодежи, а не только молодогвардейцев. Мне даже обидно, что мы проводим, организовываем и тратим свои силы на конкурс, по которому те же яблочники могут спокойно заниматься молодежной политикой на официальном уровне, а они нас за это еще и хают┘ Вот будет конфуз, если какая-нибудь неполитизированная девушка, пришедшая на конкурс и решившая себя попробовать в политике, окажется в разы умнее и убедительнее, чем эти тусовщики. Побеждать по-честному им слабо».

С представителями «Молодой гвардии» трудно не согласиться – «Яблоко», объявившее о намерении «всерьез взяться за эту историю», действительно озабочено привлечением внимания к себе и своим лидерам, и обвинения в адрес городских властей, которые за бюджетный счет рекламируют проект «ЕР», вполне могут стать хорошим поводом для шумной медиакампании «яблочников». К тому же чудеса в современной истории России происходят редко: прокуратура наверняка не найдет ничего криминального в этом скандале.

Но и в этом случае история с оплаченной из московского бюджета рекламой «Политзавода» не красит ни «Молодую гвардию», ни правительство Москвы. Старый принцип, согласно которому то, что выглядит, как кошка, и мяукает, как кошка, скорее всего и есть кошка, работает и в отношении рекламных плакатов – даже если те, кто их размещал, позаботились о доскональном соответствии своих действий всем буквам закона.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Главкнига

Главкнига

Игорь Грай

0
373
О реальной опасности нельзя предупредить "чересчур"

О реальной опасности нельзя предупредить "чересчур"

Александр Осипов

Сценарист Алексей Шайон рассказал "НГ" про специфику и тонкости социальной рекламы

0
1811
Без туалетной бумаги  и ушных палочек!

Без туалетной бумаги и ушных палочек!

Тиртей

Сюжет о депутате Госдумы Сергее Иванове и памятных датах

0
2919

Другие новости

Загрузка...
24smi.org