0
3168
Газета НГ-Политика Интернет-версия

20.10.2015 00:01:20

Добро на дровах

Тэги: гражданское общество, бомжи, волонтеры, беженцы, подари дрова, газ, газпром, сирия, благотворительность


гражданское общество, бомжи, волонтеры, беженцы, подари дрова, газ, газпром, сирия, благотворительность Просить помощи в трудных ситуациях – это такая давняя наша традиция. Но способность помогать бескорыстно пока не стала нормой российской жизни. Фото Сергея Микляева/ТАСС

Роза Цветкова

На Чистых прудах опять объявились бомжи. На ступеньках у входа в метро, на все еще зеленых газонах чуть подальше… Их, по большей части веселых и даже ничего не требующих у прохожих, еще не так много, чтобы они стали визитной карточкой этого места. Но все равно присутствие людей, которые в любом обществе считаются изгоями, без крова и хлеба, – настораживает. Потому что это такой же верный признак ухудшения экономической ситуации, как и появление (снова) на улицах Москвы бродячих собак и попрошаек. По крайней мере столичная Мясницкая в 2008 кризисном году именно так выглядела.

Там, например, долгое время едва ли не каждый день стояла совсем молодая женщина, якобы беременная. Почему якобы – вполне объяснимо: большой срок беременности не может длиться многие месяцы кряду, а она стояла, выпятив огромный живот так, словно ей уже завтра рожать. Но даже если это и было неправдой, видеть ее каждый день было невыносимо стыдно – и за нее, использующую образ будущей матери пусть даже ради подаяния, и за нас, неспособных избавить ее от этой унизительной необходимости.

Но и сегодня поводов для внутреннего смятения предостаточно. Вот кто-то из фейсбучных друзей выставил в ленте информацию СМИ о том, что  уже более месяца в транзитной зоне терминала Е международного аэропорта Шереметьево живет семья сирийских беженцев. Их не впустили в ту самую страну, которая вроде бы пытается помочь Сирии в установлении мира, бомбя, правда сверху, базы боевиков ИГ. Что на этом масштабном полигоне судьба одной семьи, пусть даже с четырьмя детьми, самой младшей из которых три года?! А потому кто-то из нас выставляет у себя на странице счет для сбора денег для этой семьи, а еще одна призывает всех, кто волею судеб окажется в этой транзитной зоне, найти этот маленький стеклянный загончик и привезти этим несчастным людям, ставшим пленниками, несмотря на то что они как раз от войны убежали, кто что может – пироги, деньги, теплые вещи, игрушки.

А вот еще акция: Первый канал объявил о сборе средств в пользу одиноких пожилых людей, которые не могут позволить себе купить дрова. «Помочь может каждый!» – убеждает телеканал и придумывает этому благотворительному мероприятию удачное с точки зрения пиара название «Подари дрова». Ну да, в День нефтяника и работника газовой промышленности в конце лета сам премьер уговаривал газовиков работать в плане газификации интенсивнее и качественнее – российское село, по словам Дмитрия Медведева, заметно приросло сетевым газом. До 53%! Но если эти «внушительные проценты», как посчитал председатель правительства, были достигнуты в течение восьми последних лет, то понятно, почему сейчас телевизор призывает скинуться хотя бы на дрова. Зима уже близко, и если верить расчетам премьера про темпы газификации, значит, только чуть более половины российских регионов имеют надежные гарантии на то, что зимой им мерзнуть не придется. На всех остальных нам снова предлагают скинуться.

Разумеется, на дрова соберут, и во внушительном количестве, народ у нас добрый и впечатлительный, но это будет не благодаря «Газпрому», а скорее вопреки. Хотя что это я занимаюсь злопыхательством? Доподлинно знаю, как однажды целой деревне в одной из областей недалеко от Москвы, в которой газа не было никогда, начиная с первого года советской власти, помог один-единственный случай. В их газом забытой местности купил большой участок земли газовик областного уровня влиятельности. Он достаточно быстро построил огромный дом, после чего пролоббировать проведение газовой трубы до всех домов в маленькой деревне, расположенной в очень живописном месте, хотя и далеко от основной цивилизации, стало делом собственного (газовика) комфорта и чести. Проблема только в том, к какой категории отнести эту действительно многомиллионную акцию – ведь не за собственные же деньги проводил газ и себе, и людям этот высокопоставленный газовый чиновник? Но в деревне все равно считают его благодетелем, и, наверное, справедливо: попробуй заставь депутатов выделить бюджетные деньги на то, что им кажется нецелесообразным.

Хотя просить помощи, как и помогать, неважно чем – деньгами ли, вещами или просто советом, – это действительно давняя российская традиция, и именно в трудные и нестабильные времена. За один только недавний день помощи у меня попросили три раза. Сначала в дверь рано утром позвонил мужчина, прилично одетый, который, явно стесняясь, стал объяснять, что у него умерла мать, а денег на похороны нет. Он этаж за этажом обходил наш многоквартирный дом, и дай бог, чтобы мы все вместе все-таки помогли собрать ему нужную сумму. А скепсис по поводу того, что это всего лишь новая форма вымогательства денег, лично я отметаю. Даже самые отпетые мошенники не будут спекулировать, мне кажется, смертью матери. Потом на улице остановила старушка и, цепляясь за рукав, буквально потребовала денег «на глаза». Она даже подчеркнула, что так собирать деньги на дорогостоящую операцию ей посоветовал сам врач. Потому что бесплатной квоты старым людям нужно будет ждать долго, может даже целый год, а платно – хоть завтра. Вот она и останавливала обеспеченных, на ее взгляд, людей – она так прямо и спросила: «Ты, дочка, обеспеченная же будешь?» – и надеялась собрать таким образом нужную сумму.

Пусть у той незнакомой бабушки будут с помощью добрых людей «новые глаза», и пусть все больше и больше людей, гордо называющих себя патриотами, совершают каждый день маленькие подвиги. Помогая обездоленным людям в психоневрологических интернатах, детям-сиротам, позабытым обществом, домашним животным, брошенным за ненадобностью после дачного сезона! Да мало ли кому нужна помощь?! И хорошо, когда те, кто в силах, сажают новые леса и раскрашивают комнаты в доме престарелых в веселые позитивные цвета, а те, кто пока ничего не делает, хотя бы подумают, что бы такого сделать хорошего. Ведь добро бумерангом возвращается, это факт. Одна добрая душа взяла в международном аэропорту документы у мужчины, который стоял почти два часа у стойки регистрации, упрашивая всех улетающих пассажиров помочь ему и передать бумаги его сестре. «Никто не взял, все прямо шарахались от меня, как будто в моих руках бомба, – он трясущимися руками передавал ей, последней из списка пассажиров на этот рейс, документы, порываясь еще и обнять от избытка чувств. Зато, когда она прилетела в ту далекую страну, на выходе из зоны прилета ее уже ждали. С табличкой, на которой было написано ее имя, ей приветливо махала интеллигентная пожилая пара, которая безо всяких уговоров довезла ее абсолютно бескорыстно до места временного проживания. Хотя им было совершенно в другую сторону, но однажды совершенный добрый поступок словно магнитом притягивает к себе хорошее. И ты уже не можешь поступать иначе. О тех, кто помогает другим просто потому, что не может поступать иначе, – весь это номер «НГ-политики».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

  

0
2229
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1756
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
1506
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
1679

Другие новости