0
15141
Газета Интернет-версия

26.10.2015 00:01:00

Особенным детям открыли путь к знаниям

Тэги: школа, инклюзивные методики, москва, дети, ограниченные возможности, инвалиды, интеграция, образование


школа, инклюзивные методики, москва, дети, ограниченные возможности, инвалиды, интеграция, образование В современных школах знания могут получать все вне зависимости от состояния здоровья. Фото Станислава Красильникова/ТАСС

При поддержке столичного правительства 5 октября состоялся I съезд московских семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с детства. Проведение съезда в мегаполисе – знаковое событие, ведь за несколько лет власти постарались создать максимум условий для интеграции детей с ограниченными возможностями в жизнь города. Так, в школах распространена система инклюзивного образования, позволяющая давать детям-инвалидам качественное образование и благотворно влияющая на всех учеников, развивая в них взаимовыручку, терпимость и гуманность. О том, как идет это процесс, журналисту Артуру МЕЛКОНЯНУ рассказал директор школы № 2095 «Покровский квартал» Илья НОВОКРЕЩЕНОВ.

Как в вашей школе организована среда для школьников с ограниченными возможностями?

– Существуют разные модели, при которых ребенок с ограниченными возможностями может обучаться в школе. Модель номер один – классическая инклюзия. Это ситуация, когда ребенок с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид, обучается в обычных классах и никаких специальных условий для него, по сути, не создается. Разве что организуется тьюторское сопровождение или используется какой-то специальный учебник, если ребенок слабовидящий. Но в этой модели ребенок обучается вместе с обычными детьми. Она у нас реализуется с момента, когда про инклюзивное образование стали говорить в Москве и в стране. С 1 сентября 2015 года мы открыли отделение для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Это вторая, совершенно другая модель: одно из наших зданий было полностью переоборудовано под нужды детей-инвалидов. Там была создана определенная среда: специальные туалеты, трехъярусные перила, тактильные напольные указатели, таблички на кабинетах, набранные шрифтом Брайля, есть специальная мебель, учебники и прочее. В таких условиях обучаются дети в маленьких группах до восьми человек, с разными диагнозами. Есть и третья модель – надомное обучение. Ребенок учится дома, и к нему приходят учителя. У нас работают все три модели, и каждая семья может выбрать одну из них.

Каковы особенности организации учебного процесса детей с ограниченными возможностями?

– Каждый ребенок с ограниченными возможностями обучается по индивидуальному учебному плану, который зависит от диагноза. При этом диагнозы разнообразные – нарушения слуха, нарушения зрения, заболевания опорно-двигательного аппарата, церебральный паралич, расстройства аутического спектра и другое. Адаптивная программа подстраивается под потенциал каждого ребенка. Например, если ребенок страдает пиелонефритом, он не может долго концентрировать внимание, ему необходимо заниматься по особой методике. Если у ребенка расстройство аутического спектра, в зависимости от его особенностей с ним занимаются по-другому. Вообще программа с точки зрения ожидаемых результатов – обычная, та же, которую осваивают все дети. Меняются лишь сроки ее освоения, темпы. Все зависит от возможностей, но дети с ограниченными возможностями изучают общую программу, как правило, в меньшем темпе. Еще одна особенность – часы аудиторной занятости, когда ребенок находится на уроке. Некоторые дети могут выдержать пять уроков в день, а некоторые – два урока в день. У них разное расписание. К тому же здесь вопрос не только в продолжительности самого занятия, но и в том, что на нем происходит. В течение занятия могут быть динамические паузы для переключения деятельности ребенка. Чтобы ему не приходилось просто слушать или только писать, а так, чтобы не давать ему быстро уставать. Кроме того, как я уже сказал, наполняемость в классах маленькая – до восьми человек, что позволяет учителю проявлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Как дети – здоровые и с ограниченными возможностями – относятся друг к другу в системе инклюзивного образования?

– Дети они и есть дети, между ними происходит то же, что между обычными детьми. Есть дружба и ссоры, взаимные интересы и все что угодно. Я не могу сказать, что приходится как-то иначе строить отношения внутри коллектива, где есть ребенок-инвалид. Ситуации бывают разные, но в целом каких-то особенностей нет. Здоровые дети, как правило, нормально относятся к детям-инвалидам, что зависит во многом от семьи, от ее позиции, от установок родителей и, конечно, от позиции учителя, который может повлиять на обстановку в классе и группе. Каких-то грандиозных проблем мы не фиксируем.

Как родители обычных учеников и родители детей с ограниченными возможностями относятся к изменениям в вашей школе? Были ли какие-то сложности или случаи недовольства некоторых родителей по поводу развития инклюзивного обучения?

– Бывают разные ситуации, но в целом конфликтов не возникало. Родители здоровых детей относятся к ситуации спокойно. Я бы больше сказал про родителей особенных детей. Поначалу, конечно, у них были опасения, было недоверие. Ведь 10–15 лет назад семье, которая воспитывает особенного ребенка, было сложно представить, что появятся разные реально обеспеченные практикой варианты того, как им строить образование малыша, – раньше это была просто фантастика. На сегодняшний день это реальность. Я могу сказать, что изменения, которые происходят в Москве, очень позитивно воспринимаются родителями детей с ограниченными возможностями. Они очень благодарны правительству Москвы, всем людям, которые этим занимаются, педагогам, которые своим трудом стараются сделать так, чтобы каждый ребенок получил качественное образование. На сегодняшний день даже самые недоверчивые родители стали нашими активными сторонниками.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
985
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1331
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1016
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
841

Другие новости