0
509
Газета Политика Интернет-версия

11.04.2000 00:00:00

Заложники политических технологий

Тэги: Матвиенко


Валентине Матвиенко в очередной раз показали направление кадровой политики Кремля.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

ДЛЯ ВАЛЕНТИНЫ МАТВИЕНКО наступили не самые лучшие дни. И если беспрепятственная регистрация ее главного конкурента по питерской предвыборной кампании Владимира Яковлева, состоявшаяся в минувшие выходные, не должна была стать для нее неожиданностью, то стремительная переориентация ее бывших сторонников на действующего губернатора Санкт-Петербурга явно не добавит Матвиенко хорошего настроения.

Как показывает практика думских и президентских выборов, нет ничего удивительного в быстрой смене ориентиров политиков и даже целых движений. И Матвиенко просто не стала в этом смысле исключением. Кремль выбрал Яковлева, и его примеру тут же последовали вчерашние союзники экс-претендента на губернаторское кресло, хотя в свое время они обвиняли Яковлева в ренегатстве. Сам глава государства, на похоронах Собчака намекавший на причастность губернатора Санкт-Петербурга к травле экс-мэра северной столицы, предпочел поддержать именно его.

На отзыве Матвиенко из отпуска "для проведения консультаций по формированию кабинета министров" Кремль не успокоился. Вчера "социального" вице-премьера не позвали на совещание в Белом доме, которое проводил Путин и которое было посвящено вопросам, находящимся именно в ее ведении. Глава государства в качестве собеседников для обсуждения размеров пенсий предпочел первого вице-премьера Михаила Касьянова (ему прочат пост премьера в новом правительстве), первого замминистра финансов Алексея Кудрина (по слухам, ему отдадут должность первого вице-премьера) и главу Пенсионного фонда Михаила Зурабова (он имеет все шансы остаться в своем кресле). Валентине Матвиенко среди них места не нашлось. О дальнейшей судьбе вице-премьера по социалке наши источники сказали: "Есть много дивных мест на планете, к примеру, Страсбург, Женева или Брюссель".

Конечно, говорить о милосердии в политике не слишком уместно. Однако в случае с Валентиной Матвиенко создается впечатление, что Кремль несколько перегнул палку. По сути, публично давая понять, что максимум, на что она может рассчитывать, - почетная ссылка, власть пытается переложить ответственность за собственные ошибки на человека, имеющего к ним отношение весьма опосредованное. В администрации президента изначально не могли не знать, что рейтинги Матвиенко в Питере не могут конкурировать с яковлевскими. Глава государства вполне мог остановить своего заместителя по Белому дому и рекомендовать ей не ввязываться в питерские дела. Сколько бы ни говорили в окружении Путина, что Матвиенко не являлась кремлевским кандидатом, она все равно рассматривалась именно в этом качестве.

И сняв ее с предвыборной дистанции, Кремль так или иначе признал свое поражение на питерских выборах.

Изначальный посыл политтехнологов оказался излишне самонадеянным. И кажущееся разнообразие пиар-методов при неверно выбранной отправной точке не слишком-то эффективно. Оказалось, что высокое доверие по всей стране к Путину вовсе не означает, что любой кандидат от Кремля автоматически становится губернатором того или иного субъекта Федерации. А в случае с Санкт-Петербургом выявилось и еще одно обстоятельство, которое, видимо, теперь игнорировать при проведении выборов будет нельзя. Сильнее всех политтехнологий оказался испуг политических элит перед криминалитетом, прочно сросшимся с действующими властями на местах. Фактической причиной отказа Чилингарова баллотироваться на пост губернатора стал, видимо, страх за собственную жизнь. Хотя упрекнуть полярника в недостатке храбрости вряд ли у кого поднимется рука.

То, что волнует политиков, не оказывает столь большого влияния на население. И Питер, сколько бы ни говорили о его исключительности, в этом смысле стоит в ряду других крупных и небольших городов. Громкие убийства воспринимаются населением не более чем криминальные разборки, не имеющие прямого отношения к положению вещей в том или ином городе. И когда Владимир Яковлев заявляет, что в Петербурге криминальная ситуация ничуть не хуже, чем в любом другом регионе, он не так уж и лукавит. Уровень бытовых преступлений в Питере, который способен реально повлиять на общественное мнение, действительно мало чем отличается от общероссийского. Людей куда больше волнуют не так называемые заказные убийства, направленные на вполне конкретную мишень, а то, насколько безопасно вечером передвигаться по городу, надо ли ставить железную дверь или обычной вполне достаточно, чтобы сохранить свое имущество. И Владимир Яковлев в этом смысле их вполне устраивает, по крайней мере они опасаются, чтобы при новом губернаторе не стало хуже. Устраивает он их и как "крепкий хозяйственник". В конце концов туристический бизнес северной столицы приносит солидный доход в городскую казну. А большая политика, в которую играют на федеральном уровне, вспоминается населением лишь в последнюю очередь. И Валентина Матвиенко как представитель именно этого сорта политики не стала жертвой Кремля или интриг администрации, а "просто" оказалась заложницей большого бизнеса, связанного с властью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1078
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
1917
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
1303
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
1300

Другие новости