0
993
Газета Политика Интернет-версия

17.01.2001 00:00:00

Еще один план обустройства России?

Тэги: россия, религия, государство


В России религия отделена от государства. Во всяком случае, так записано в статье 14 Конституции РФ, где утверждается, что наше отечество - светское государство.

В советские годы принцип светскости соблюдался неукоснительно. В этом плане СССР полностью соответствовал нормам современной демократии. Попутно большевики предпринимали усилия, чтобы вообще отделить религию от общества и даже от каждого человека в отдельности.

В конце 80-х этому безобразию пришел конец: маятник качнулся в обратную сторону. Начался религиозный ренессанс. Итоги подводить ему пока что рано. Насколько возвернулась вера в сознание постсоветского человека, сказать непросто. Зато очевидно другое - религия врывается в социальную и политическую сферы. Священнослужители - в центре и регионах - котируются наравне с политиками. Патриарх прочно утвердился в первой части рейтинга ведущих политиков, чеченский муфтий был назначен главой местной администрации. Религиозные идеологи предлагают собственную концепцию социального развития, религиозные лозунги используются в этнополитических конфликтах.

Нормально это или нет?

Ко всему происходящему нужно подходить спокойно, как к некой данности, устраниться от которой невозможно.

В чем причины возврата религии к мирским делам? А равно и обращения мирян к религии?

Первая - состоит в той общей социально-экономической ситуации, которая сложилась от Москвы до самых до окраин. А также с южных гор (Чечня) до cеверных морей ("Курск"). Люди устали, они разочарованы и все меньше верят, что власть способна что-либо радикально изменить в лучшую сторону. Вторая причина - в том, что в общественном мировоззрении возникла определенная пустота, в какой-то степени заполняемая верой, а также, что особенно важно, обостренным чувством принадлежности к конфессиональной культуре. Это компенсация за все то же скверное материальное положение, понижение социального статуса и т.д. Третья причина апелляции к религии связана с обострением чувства национального самосознания. Последнее более характерно для национальных меньшинств, в особенности исповедующих ислам.

К этому я бы присовокупил еще одно немаловажное обстоятельство: активную, инициативную позицию духовенства двух главных конфессий России - православия и ислама. Священнослужители, религиозные идеологи вполне резонно увидели в общей неразберихе, в некомпетентности светской администрации возможность выдвинуть свою альтернативу.

Выступая на состоявшемся в ноябре 2000 г. на Межрелигиозном миротворческом форуме, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл уверенно доказывал необходимость участия религии в светских социально-экономических делах, упомянув при этом о конфликте между секулярным и религиозным мировоззрением, особо отметив, что "секуляризм не способен эффективно противостоять этническим конфликтам".

Владыке Кириллу трудно что-либо возразить. Вот только где гарантия, что религия способна эти конфликты разрешать. Практика показывает, что ее участие в них приводит скорее к негативным последствиям.

И еще: у какой религии есть продуктивный ответ на вопросы нашего материально-политического бытия.

Вера во Всевышнего у всех одна (правда, при таком подходе мы отсекаем язычников, число которых в России все множится). А вот религия как конфессиональная культура, комплекс мировоззренческих стереотипов и нормативов индивидуального и общественного поведения у разных народов разная. Именно в соответствии с этими обусловленными исторической эволюцией нормативами и дают религии свой персональный ответ на мирские вопросы.

Но что делать, коль в одной стране, на одной земле сосуществуют две и более религии и каждая из них считает, что именно она несет людям конечную истину?

Далее: предложить свое мнение относительно общественных проблем - одно, заставить прислушаться к нему - другое. А уж реализовать это мнение - и вовсе сложно. Для этого требуются материальные средства. Где их взять? У государства. Поэтому с ним нужно быть в дружеских отношениях, иметь возможность регулярно беседовать с правящим истеблишментом.

Иными словами, духовенство должно находиться при власти, сотрудничать с нею, т.е. участвовать в политике, или, пользуясь выражением Патриарха, "соработничать" с государством. Что Русская Православная Церковь и делает. Все успешнее и успешнее.

Предлагая государству свою версию социального развития, РПЦ (осознанно или нет) приближается к тому, чтобы занять нишу государственной религии. Де-юре это невозможно. Де-факто православная религия, кажется, перестает быть частным делом.

Существует немало серьезных аргументов в пользу того, что дружба между православием и государством обусловлена особенностями исторического развития России, что связывающие их узы - органическая часть российской политической культуры. Не будем полемизировать со сторонниками такого подхода. Более того, допустим, что мы с ними согласны.

Но как быть тогда с тем обстоятельством, что Россия - поликонфессиональная страна? Признать, что у нас равны все религии, но некоторые все-таки "более равны", чем остальные? Сомнительно, чтобы это понравилось мусульманам.

Да в самом деле, если православная идеология выдвигает свою модель обустройства общества, то почему с такой инициативой не выступить исламу? К тому же такой вариант существует, он давно разработан. Имеется в виду исламское государство, построенное по законам шариата. Кстати, некоторые мусульманские идеологи вообще убеждены, что Россия может возродиться только на пути исламизации. Почему бы и не попробовать?

Словом, как минимум Кремлю могут предложить целых две религиозные модели.

Конечно, можно возразить, что, дескать, обе главные конфессии могут скооперироваться и выдать общий исламо-христианский проект┘ Им для этого всего-то нужно договориться между собой.

Надо ли поощрять инкорпорацию религии в государство или, напротив, ударить во все демоколокола и сделать все для того, чтобы "не сползти в Средневековье"? В Кремле насчет частичной религиезации политики вроде особо не беспокоятся. Власть чувствует себя не слишком уверенно. Ей требуется дополнительная, высшая легитимизация ее действий. Церковь дать таковую готова. Готова дать ее и Мечеть (точнее некоторые мечети).

Ну и как же нам обустраивать Россию?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
701
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
1186
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
1246
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
1038

Другие новости