0
1291
Газета Политика Печатная версия

20.05.2008

Стратегическое прожектерство

Олег Сергеев

Об авторе: Олег Леонидович Сергеев - кандидат технических наук, полковник.

Тэги: флот, строительство, авианосцы


В канун майских праздников Главком ВМФ Владимир Высоцкий обнародовал перспективы развития отечественного флота. Особого внимания в этих планах заслуживает строительство к середине столетия 5–6 авианосцев, но не как отдельных кораблей с палубной авиацией, а как системы в составе авианосных многоцелевых групп и ударных соединений (АМГ и АУС). На Тихоокеанском и Северном флотах будет 5–6 таких систем. Непосредственно строительство авианосцев должно начаться в 2012–2013 годах.

Амбиционные планы развития ВМФ основаны на концепции сдерживания потенциального противника – США в прибрежной зоне под прикрытием береговых систем ПРО и ПВО и периодического наращивания военно-морского присутствия в районах стратегических интересов России. При этом утюжить море авианосцами, отгоняя браконьеров от своих берегов, с экономической точки зрения весьма накладно. Но никакой действительно внятной доктрины, объясняющей необходимость таких кораблей, нет и пока не предвидится. Оттого единственный на сегодня российский авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов», раз в год выбирающийся на один-два месяца в Атлантику, лишь демонстрирует флаг и амбиции командования в отсутствии внятной задачи.

К слову, в военно-морской стратегии США под воздействием новых угроз – высокотехнологичный терроризм, распространение оружия массового поражения, пиратство – происходят серьезные изменения, где приоритет сдерживания СССР и России уступил место контролю над Мировым океаном с участием не менее тысячи кораблей международного флота.

Само название «авианосная ударная группа» говорит, что авианосцы – наступательная система вооружения, действующая вдалеке от родных берегов. Но у России нет претензий на господство над отдаленными акваториями, ей бы свою территорию сберечь. Ясного ответа, зачем ей вообще авианосцы, пока от адмиралов и политиков не получено.

Ключевым элементом АМГ и АУС служат авиационные комплексы оружия (самолеты), определяющие состав, специфику боевого применения данных соединений кораблей и кластер инфраструктурных, научно-технических, образовательных и производственных центров, сфокусированных на реализации этапов «жизненного цикла» авиационной системы оружия морского базирования. Сложившаяся практика военного кораблестроения без системной организации усилий по совершенствованию оружия обычно приводит к военным, а в мирное время – к экономическим потерям. Так, в хрущевские времена на металлолом пошли недостроенные артиллерийские корабли и морская авиация берегового базирования.

Срок службы авианосца при плановом межпоходовом обслуживании составляет 30 и более лет, а темпы ввода в строй (при надлежащем финансировании) определяются числом стапельных мест для постройки. Реальные сроки службы и соответственно количество этих кораблей в составе ВМФ СССР и России определило отсутствие ремонтной базы, необеспеченность производственными мощностями. По этой причине первые корабли было решено ремонтировать на заводе-строителе в Николаеве, а в дальнейшем реконструировать судоремонтные заводы непосредственно на Северном и Тихоокеанском театрах. Планам сбыться было не суждено, что в середине 1990-х привело к досрочному – ранее 20-летнего срока службы – списанию и продаже на слом тяжелых авианосных крейсеров (ТАВКР) Тихоокеанского флота.

Для качественного проведения ремонта и модернизации авианосца в целом и отдельных его систем, продления срока службы и ресурса потребуется в течение 7–10 лет в рамках кластера системы оружия ввод специализированных производственных мощностей. Пока не очевидно, что этот вопрос сможет решить новый председатель совета директоров Объединенной судостроительной компании заместитель главы правительства Игорь Сечин.

Не решив этой задачи, даже при наличии в 2012–2013 годах стапельных мест на севере и востоке России к середине XXI столетия из состава флота будут выведены три авианосца – два «новой» постройки и единственный имеющийся сейчас ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Соответственно корабелы России должны ввести в строй за этот период до 10 авианосцев при средней продолжительности строительства – один корабль в восемь лет, что соответствовало производительности Черноморского судостроительного завода в Николаеве и кооперации сотен предприятий-смежников на всей территории СССР. К этому необходимо добавить ввод в строй десятков кораблей из состава АМГ и АУС.

Сможет ли авианосный флот стать прорывным проектом или это очередной концептуальный мыльный пузырь, далекий от реального производства? Об этом можно узнать по главному признаку – технологической кооперации отечественных производств, аутсорсингу потенциала стран СНГ и, прежде всего Украины, широкому использованию программно-целевых методов управления. Напротив, признаком провала будет создание новых органов управления – по их числу на душу населения мы впереди планеты всей.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россия никому не позволит доминировать в Мировом океане

Россия никому не позволит доминировать в Мировом океане

Олег Владыкин

2
2379
На чужих крыльях

На чужих крыльях

Николай Поросков

Что ожидает отечественный авиапром

0
3040
Китай профинансирует строительство нового парламентского комплекса в Душанбе

Китай профинансирует строительство нового парламентского комплекса в Душанбе

0
388
Зачем Минобороны РФ решило создать свой "Харриер"

Зачем Минобороны РФ решило создать свой "Харриер"

Андрей Рискин

Если Россия собирается строить новые авианосцы, самолеты вертикального взлета им явно не нужны

0
20316

Другие новости

Загрузка...
24smi.org
Рамблер/новости