0
1554
Газета Политика Интернет-версия

09.06.2008 00:00:00

НКО и СМИ подводят под статью

Тэги: нко, сми, закон, экстремизм


В Государственную Думу внесен проект, резко ужесточающий закон о борьбе с экстремизмом. Документ отменяет норму, в соответствии с которой два предупреждения, полученных общественными организациями, СМИ и простыми гражданами, аннулируются через год. Если законопроект, предложенный Курским областным собранием, будет принят, НКО и СМИ будут закрывать после второго нарекания – независимо от того, когда сделано первое.

Перманентная борьба

Закон был принят летом 2002 года, кардинально переработан в 2006-м, а потом аврально подкорректирован практически ровно через год – прямо перед началом думской избирательной кампании.

Документ был написан лишь для того, чтобы иметь возможность корректировать списки участников предвыборных баталий. Ведь человек или организация, имеющие приговор за экстремизм, к выборам не допускаются, причем любую партию можно отстранить от политической борьбы через признание экстремистами отдельных ее руководителей или даже рядовых активистов. Этот же закон позволяет закрывать и СМИ, обвиненные в оправдании экстремизма или распространении неправильных материалов.

Курским единороссам все это кажется явно недостаточным. Они хотят подвесить над бывшими, нынешними и даже будущими «экстремистами» постоянную угрозу преследования. Ведь нынешний вариант закона – видимо, по недоразумению – содержит норму, сильно мешающую властям раздавать направо и налево ярлыки экстремистов и закрывать любую неугодную структуру.

Все дело в том, что требовать ликвидации или запрета какой-либо общественной организации Генпрокуратура или Минюст могут лишь в том случае, если в течение 12 месяцев после вынесенного ей предупреждения она опять возьмется за старое. Депутаты Курской облдумы считают, что либеральных ограничений в законе быть не должно. Они предложили просто написать, что ставить вопрос о ликвидации нарушителей можно в любое время – хоть на следующий день, хоть через пару лет после предупреждения. «Наличие в законе данного ограничения значительно сужает возможности применения этой правовой нормы и не служит эффективным средством борьбы с проявлениями национальной, расовой или религиозной вражды, осуществлением массовых беспорядков и других форм экстремизма», – сетуют куряне в пояснительной записке к законопроекту. Ведь если в течение года никого из прежних правонарушителей поймать на горячем не удалось, сердятся они, отсчет предупреждений приходится начинать заново.

Курские парламентарии рисуют ужасную картину разгула махрового экстремизма: «Участившиеся случаи разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространения идей фашизма, антиконституционной деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений, создания незаконных вооруженных и военизированных формирований требуют усиления ответственности в борьбе с проявлениями экстремистской деятельности и ее своевременного и эффективного пресечения».

Замсекретаря президиума генсовета ЕР Валерий Рязанский, избравшийся в Госдуму как раз по курскому списку, пообещал дать «НГ» развернутый комментарий лишь после разговора с курскими единороссами: «Может, у них есть какая-то дополнительная мотивация для представления таких поправок». А у зампреда думского комитета по конституционному законодательству Виктора Илюхина (КПРФ) объяснение поступка курян нашлось сразу: «Нет больших антикоммунистов, чем бывшие коммунисты». Эту фразу он отнес к губернатору Александру Михайлову, который когда-то действительно был одним из видных деятелей Компартии, а сейчас стал уважаемым единороссом. По мнению Илюхина, ему все равно «надо теперь обязательно выслужиться, показать, что он даже более чем свой». Предлагаемые поправки коммунист назвал «предварительным хомутом», который будет надет на и без того задавленные государством общественные организации – прежде всего, конечно, оппозиционного толка.

Почем профилактика?

Экс-депутат Сергей Попов, советник спикера Совета Федерации Сергея Миронова, уверен, что в случае принятия курской поправки ее первое же применение повлечет иск в Конституционный суд. Ведь предлагаемое курскими медведями изменение, по его мнению, создает ситуацию правовой неопределенности. Более того, считает Попов, оно снижает профилактическую направленность закона, ведь «срок введен для того, чтобы не было повторных нарушений». Эксперт, кстати, предположил: видимо, у курских властей «кто-то был на крючке, но из-за 12-месячного срока сорвался, вот они и стелют соломку на будущее».

Лидер движения «За права человека» Лев Пономарев не сомневается: «Под этот закон сейчас можно подогнать любого оппозиционера». Правозащитник даже рад появлению поправки – он призвал ЕР как можно быстрее ее принять: «Закон такой глупый, что его уже ничем не испортить, но такие инициативы сделают его настолько плохим, что с ним даже будет легче бороться, потому что его абсурдность станет еще более очевидной». Напомнив о таких нормах старого Уголовного кодекса, как «антисоветская деятельность» и «клевета на социалистический строй», Пономарев сказал, что теперь вместо них есть закон о противодействии экстремизму – такой же «безразмерный».

Как известно, на последних региональных и федеральных выборах попытки применить закон о борьбе с экстремизмом в политических целях были, но к успеху не привели. Причина – в неопределенности его норм. Но благодаря курской инициативе стало понятно, что по крайней мере одна из статей закона заработает в полную силу: местные законодатели жалуются на то, что не могут нормально исполнять областную программу профилактики терроризма и экстремизма.

Как выяснила «НГ», если набрать это странное словосочетание в интернет-поисковике, то сразу вылезет не менее десятка упоминаний. Такого рода программы приняты, например, в Туле, в Саратове, в Читинской, Московской, Иркутской и Белгородской областях, Хабаровском крае, Еврейской автономной области, Чувашии и многих других регионах. Причем на профилактику заложены и деньги, кстати, сумма часто не зависит от географии, составляя примерно 60 млн. руб. на несколько лет вперед. Хотя, к примеру, Грязовецкий муниципальный район Вологодской области таких денег позволить себе не может. Собственную профилактическую программу принял даже маленький городок Грязовец, на гербе которого изображена черная с золотыми лопастями машина для окраски льняных полотен. Несмотря на то что кроме ячеек ЕР, аграрников и коммунистов Грязовец может похвастаться только обществом охотников и рыболовов, несколькими приходами РПЦ, «Казачьей станицей» и общиной пятидесятников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
329
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
420
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
337
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
289

Другие новости