0
1043
Газета Политика Интернет-версия

19.03.2009 00:00:00

Производная от экономики

Герман Кричевский

Об авторе: Герман Кричевский - доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, эксперт ЮНЕСКО по высшему химическому образованию, член центрального правления Российского союза научных и инженерных обществ.

Тэги: экономика, образование


экономика, образование Объявленная модель реформы высшего образования соответствует нынешней убогой экономической модели.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Россия с 1991 года совершила, правильнее сказать, вынуждена была совершить, резкий переход от индустриального (в советском понимании) общества к обществу торговому (купеческому), продающему все, что производит природа (нефть, газ, металлы, удобрения, лес, пушнина и т.д.), и покупающему (за рубежом) все, что сама не производит и что нужно человеку (продукты питания – более 50%, одежда и обувь – более 60%, лекарства – более 80%, автомобили – более 80%, пассажирские самолеты, аудио-, видеотехнику и т.д.).

Публичные заявления руководителей о диверсификации, инновации и всех других «фигациях» – только пропаганда. Такой убогой экономической модели должна соответствовать (и соответствует) объявленная модель реформы высшего образования. Какие специалисты у нас должны быть по этой модели и какие вузы надо поддерживать?

Из технических, конечно, – связанные с добычей нефти, газа и полезных ископаемых. Экономические вузы и специальности, поддерживающие банковскую систему; специалисты по всем видам торговли, вузы, готовящие кадры для силовых структур, юридические вузы, готовящие блюстителей правопорядка, то есть власть поддерживающих и таможенников. Поддержку властей имеют гуманитарные специальности, готовящие политологов, пропагандистов и агитаторов. Вот, пожалуй, и почти все, что требуется существующей политико-экономической системе.

За бортом остаются специальности естественно-научные (математика, физика, химия, биология), инженерно-конструкторские, инженерно-технологические, гуманитарные (история, география, философия и др.).

Руководство Министерства образования и науки РФ упрекает руководителей вузов, особенно технических, за недостаточный набор на первый курс, преклонный возраст преподавателей, за отсутствие новаций и т.д. Но ведь высшая школа – это производная от экономики. Если в России практически нет текстильной и легкой промышленности, слабая пищевая, машиностроительная, химическая и другие перерабатывающие отрасли, то где могут работать специалисты технических отраслевых вузов и зачем туда поступать?

Лучшие из лучших выпускников уезжают за рубеж. Просто лучшие работают в многочисленных иностранных фирмах и представительствах в России и успешно продают их продукцию у себя на родине, вместо того чтобы создавать отечественную продукцию. Эти специалисты с большим удовольствием делали бы разнообразную отечественную. Но спроса на них нет, а создавать им самим малые предприятия в настоящее время практически невозможно.

Открыть малое предприятие – проблема. Удержаться на плаву – еще большая проблема. Да и не всякую продукцию можно производить на малом предприятии. Для производства текстиля нужна фабрика или комбинат. Автомобиль в автосервисе даже не соберешь и, конечно, не произведешь.

Начинать надо (пока для этого не созданы ни правовые, ни политические условия) с формирования единой целевой национальной программы промышленной политики России на базе инновационных технологий и широчайшей, обеспеченной законами инициативы всех граждан страны. А реформа высшего образования, как и все другие реформы, должна согласовываться с этой программой.

Страна, только добывающая и торгующая и ничего не производящая, не имеет никаких перспектив для прорыва в очень сложное глобализованное будущее.

Передача огромных денег близким властям по духу и классу владельцам банков, добытчикам полезных (для них) ископаемых, нищим бывшим республикам СССР – это не стратегия выхода из кризиса, а только оттягивание времени и попытка сохранить существующую модель экономики. Видимо, власть не только не хочет, но и не может менять саму систему, обеспечивавшую безбедную жизнь до кризиса, но не работающую в условиях нештатной ситуации, как не работает сам «псевдожесткий» режим власти.

Следовало бы экстренно создать мозговой центр из лучших независимых экономистов различных взглядов (их в России хватает) и провести мозговую атаку (так делают при решении сложных нетривиальных задач в науке). Правительство, его экономический блок (между прочим, входящие в него люди не являются экономистами не только мирового, но даже федерального уровня) могли бы выступить в качестве организаторов, модераторов такой мозговой атаки. Уверен, что при таком формате обсуждения, может, и не будет выработан готовый рецепт, но хорошие, полезные мысли и предложения по выходу из кризиса и жизни после кризиса появятся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
447
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
745
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
850
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
634

Другие новости