0
4565
Газета Регионы России Печатная версия

12.02.2002

Реквием велосипеду

Тэги: пермь, велта

В любом подарочном издании, посвященном Западному Уралу, можно найти фразу о том, что Пермь - велосипедная столица России. Велосипед "Кама" пермского производства давно стал одним из самых популярных и любимых видов транспорта на просторах бывшего СССР. А сам велозавод, основанный в 1939 г. на базе Владимирского граммофонного завода, является одним из главных символов Перми. С 1956 г. завод специализируется на выпуске велосипедов, производство которых было передано ему Горьковским автозаводом.

Революция продолжается

Носивший в советские годы гордое имя Октябрьской революции, пермский велозавод называется ныне коротко - ОАО "Велта". Сегодня "символ Перми" медленно агонизирует, наводя ужас на горожан. Последние четыре месяца генеральные директора на "Велте" менялись как перчатки: всего их за это время было около десяти. Некоторые из них успевали проработать в должности меньше суток. Другим повезло больше: они смогли удержаться в руководящем кресле от нескольких дней до месяца.

Сейчас на "Велте" работают 3400 пермяков. Заработанных честным трудом денег они не видели уже очень давно. Общая сумма долгов по зарплате превышает сегодня 30 млн. руб. После того как в октябре прошлого года был снят очередной генеральный директор, пообещавший постепенно погасить долги, рабочие велозавода перекрыли пермские улицы и остановили движение транспорта. Многие тогда сразу вспомнили прежнее название завода - имени Октябрьской революции. В тот раз каждому рабочему выплатили по 500 руб. Говорят, что на это ушла вся наличка из заводской кассы.

Потом были многолюдные пикеты рабочих у областной и городской администраций. Такого массового протеста Пермь не видела давно. Последний раз нечто подобное происходило несколько лет назад, когда банкротился химический завод "Камтэкс" и протестовали рабочие предприятия "Машиностроитель". Но "велосипедные" волнения по масштабам значительно обошли все то, что было до них.

От "Велты" напрямую зависит жизнедеятельность трех микрорайонов Перми, в которых проживают около 80 тыс. человек. Тепло и горячая вода поступают в их квартиры через котельную "Велты". Минувшим летом газовики из-за долгов вынуждены были прекратить подачу голубого топлива на велозавод. В итоге все три микрорайона на длительное время остались без тепла и горячей воды. Словом, район "Велты" на карте Перми является точкой повышенной социальной напряженности.

История с "Велтой" поссорила мэра Перми Аркадия Каменева с ведущей местной газетой "Звезда", опубликовавшей откровения бывшего гендиректора велозавода Сергея Семенова. Последний, возглавляющий ныне Управление промышленности и транспорта администрации президента России, фактически обвинил пермского градоначальника в вымогательстве. Аркадий Каменев назвал эти обвинения клеветническими и подал в суд. Но почему-то не на Семенова, а на газету, которая лишь дословно процитировала высказывания бывшего гендиректора. Тяжба длилась два месяца, после чего пермский мэр отказался от претензий к газете и переадресовал свой иск Семенову.

Между тем решением Пермского областного арбитражного суда на велозаводе с 27 ноября прошлого года введена процедура внешнего наблюдения сроком на три месяца. В конце февраля этот срок истечет. И потом ситуация может развиваться по одному из двух сценариев: введение конкурсного производства с последующей ликвидацией предприятия или процедура внешнего управления и, возможно, мировое соглашение.

Потерянное предприятие

А еще совсем недавно на "Велте" ежегодно собирали до 400 тыс. велосипедов (половина из которых - складные). Причем в скором времени эту цифру планировалась довести до миллиона. На велозаводе было спроектировано более 20 моделей велосипедов, 6 моделей спортроллеров, 8 моделей велотренажеров.

Кроме велосипедов, на площадях завода можно выпускать различную продукцию спортивного и хозяйственного назначения. А 35 лет назад на предприятии началось освоение производства узлов и деталей к уральскому "Москвичу". Сегодня "Велта" в состоянии выпускать практически всю ходовую часть автомобилей "Москвич-412" и "Орбита ИЖ-2126" и их модификаций, а также большой ассортимент автомобильных запчастей для станций техобслуживания и предприятий торговли.

Продукция пермского велозавода экспортировалась в европейские страны, Монголию, Вьетнам. Несколько лет назад на "Велту" приезжали представители фирмы "Фольксваген". Велись переговоры об открытии на базе пермского велозавода серийного производства автомобилей "Фольксваген-гольф" Дальше переговоров дело, правда, не пошло. Умерла и другая широко разрекламированная идея - выпускать на "Велте" джипы.

Между тем производство велосипедов, на котором задействована основная масса рабочих "Велты" и практически 70% всех заводских площадей, убыточно. Для удешевления производства и повышения конкурентоспособности продукции нужны миллионные инвестиции сроком на несколько десятилетий. Найдутся ли желающие выложить такие деньги в Пермской области, да и в целом по России? В противном случае в процессе банкротства Пермь перестанет быть столицей отечественного велопроизводства. Рентабельны лишь оборонное производство и выработка тепла.

Главными виновниками всех бед, свалившихся на "Велту", пермские власти считают нынешних собственников велозавода. От лица этих собственников обычно выступает Сергей Семенов, в течение полутора лет проработавший генеральным директором "Велты" и покинувший эту должность около года назад. Сегодня он живет и трудится в Москве, хотя в Перми бывает достаточно часто. Многие называют Семенова "серым кардиналом" "Велты" и видят в нем инициатора постоянной смены главных менеджеров предприятия.

Сам Сергей Семенов утверждает, что он представляет группу людей, в руках которой находится 26% акций "Велты". Этот пакет принадлежит автотранспортному предприятию "Семарс". Кстати, в свое время именно "Семарс" привозил на "Велту" представителей "Фольксвагена". 15% акций "Велты" принадлежит государству, остальной пакет распылен между мелкими собственниками.

Сергей Семенов заявляет: "Велта" - лакомый кусочек для всех кредиторов. У нас подстанция, через которую питается весь район, она весьма интересует "Пермэнерго". Водопровод - девятисотка, по которой полгорода питается водой, тоже принадлежит нам. Это - интерес "Водоканала". Но настоящее яблоко раздора - котельная". Котельную, по утверждению Семенова, очень хочет забрать городская администрация, для чего будто бы и поддерживает процедуру банкротства завода.

На все обвинения властей в свой адрес Сергей Семенов твердо заявляет: "Я ничего противозаконного не делал". А мэру Перми Аркадию Каменеву главный собственник велозавода вообще предложил уйти в отставку, заметив, что польза от такого решения будет не только "Велте", но и всему городу.

Власть, в свою очередь, весьма жестко настроена в отношении нынешних владельцев "Велты". Так, губернатор Пермской области Юрий Трутнев заявил:

- Сегодня есть ощущение, что собственники предприятия более всего озабочены собственными интересами, в частности попытками вывода активов. Мы не получили каких бы то ни было планов финансового оздоровления и внятных гарантий того, что будут решены проблемы коллектива. Поэтому очевидно, что государство должно вмешаться в ситуацию. Процедура банкротства - единственно возможная законная процедура для того, чтобы люди получили деньги, которые им причитаются. Для того, чтобы хоть какую-то часть средств получили кредиторы. И для того, чтобы после процедуры банкротства предприятие имело возможность снова начать работать. Пока длятся предусмотренные процедуры, мы постараемся привлечь внимание к "Велте" добросовестных инвесторов.

В ожидании добросовестных инвесторов

Судя по всему, поиски инвесторов, о которых говорил пермский губернатор, не закончены. В списке потенциальных инвесторов фигурировали "Внешторгбанк" и группа пермских бизнесменов. Однако Мария Леонгардт, которая по решению суда осуществляет на "Велте" внешнее наблюдение, заявляет, что пока не видит на горизонте потенциальных инвесторов.

Вице-губернатор Пермской области Анатолий Минаков, отвечающий за промышленную политику, сообщил, что областная администрация пытается договориться с рядом предприятий Прикамья, чтобы они оказали поддержку в загрузке простаивающих мощностей велозавода.

Некоторую надежду на стабилизацию ситуации на заводе дает последнее решение областного арбитража, передавшего все обязанности по управлению "Велтой" Марии Леонгардт. Это устранило двоевластие на заводе и дало гарантии того, что бесконечная чехарда со сменой генеральных директоров наконец-то прекратится. В ближайшее время Мария Леонгардт должна проанализировать финансовое состояние предприятия и представить вниманию кредиторов, а затем и Арбитражного суда итоги наблюдения и свои предложения по выводу предприятия из кризиса. Принесет ли это облегчение многострадальному "символу Перми"? На этот вопрос скорее всего сегодня не возьмется ответить никто.

Между тем городская администрация изыскала возможности, чтобы "велтовские" работники получили хотя бы часть денег. Мэр Перми Аркадий Каменев договорился об авансовых платежах "Велте-тепло" со стороны потребителей, за счет чего рабочие получили на руки по 1,5 тыс. руб. Правда, в итоге пострадавшей стороной оказались газовики и энергетики, с которыми завод теперь вообще не рассчитывается. А потому поставки энергоносителей могут быть прекращены в любую минуту, что неминуемо ударит не столько по производству, которое и так стоит, сколько по 80 тыс. пермяков, проживающим в микрорайонах, питающихся от "велтовской" котельной.

* * *

В свое время государство бросило на произвол судьбы предприятие, выпускающее не только велосипеды, но и важнейшую продукцию оборонного назначения. Сегодня оно запоздало пытается навести на нем порядок. А почти три с половиной тысячи работников пермского ОАО "Велта" со страхом ждут, что же со всеми ними будет дальше. Впрочем, их успокаивает одно: хуже, чем сейчас, точно не будет, потому что хуже не бывает┘

Пермь


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Роберт Уилсон поставил "Травиату" по-самурайски

Роберт Уилсон поставил "Травиату" по-самурайски

Владимир Дудин

Премьерой оперы Верди открылся Дягилевский фестиваль в Перми

0
1985
В культуре. Владимир Мединский любит мультики про национальных героев

В культуре. Владимир Мединский любит мультики про национальных героев

Марина Гайкович

0
1296
Международный Дягилевский фестиваль откроется в Перми 17 июня

Международный Дягилевский фестиваль откроется в Перми 17 июня

0
483
Люблю рассказывать истории

Люблю рассказывать истории

Елена Семенова

Андрей Родионов о слэмах, поэтических голосах и стихотворном вербатиме

0
1754

Другие новости

24smi.org