Российская провинция после череды экспериментов с вертикалью власти перешла в новый период – период усиления Министерства регионального развития. Он ознаменовался переходом Дмитрия Козака с полпредских на министерские хлеба. Чуть ли не с первых дней новый руководитель постарался показать, что сделает из прежде аморфного Минрегиона ведомство с реальными полномочиями и возможностями.
За три месяца на посту министра Дмитрий Козак, административный вес и искушенность в тактических играх с главами регионов которого достаточно высоки, в очередной раз доказал, что российскую политику делают не ведомства, а личности. Объем полномочий Минрегиона к сегодняшнему дню уже значительно расширен: ведомство получило функции предоставления господдержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ, согласования Федеральных целевых программ (ФЦП) и ведомственных целевых программ в части, касающейся комплексного территориального развития. Министерство также может осуществлять права госзаказчика ФЦП, связанных с экономическим развитием регионов и муниципалитетов.
На должности полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак был призван следить за тем, чтобы выделяемые на Северный Кавказ деньги не исчезали как в бездонной бочке. Очевидно, что и в Минрегионе одна из задач Козака – проследить за расходованием постоянно растущих федеральных инвестиций в регионы. Прежде всего денег, которые пойдут на Дальний Восток и в Сибирь.
По иронии судьбы Дмитрию Козаку, который был идеологом административной реформы, при работе в Минрегионе напрямую предстоит столкнуться с системой, появившейся в результате реформирования, и разбираться в запутанных отношениях между региональными и местными властями. Министр уже заявил о том, что взаимоотношения между федеральным Центром и регионами нужно радикально менять. При этом одним из главных направлений удара Козак назвал распределение полномочий между различными уровнями местной власти. Планируется, что в результате грядущей реформы вскоре будут созданы территориальные управления Минрегиона, которые возьмут на себя часть функций полпредств и превратятся в достаточно влиятельные структуры.
Такими образом, усилившийся Минрегион получил невиданные прежде финансовые возможности и рычаги влияния на глав регионов. Каким образом в эту систему впишутся полпреды и Министерство финансов РФ, станет понятно только в 2008 году.