0
3655
Газета Регионы России Интернет-версия

25.05.2011 00:00:00

Избрание президента нотариально не заверили

Тэги: московская область, нотариус, выборы


Предвыборная борьба за пост главы Московской городской нотариальной палаты (МГНП) становится все острее накануне очередного, третьего этапа голосования. Руководителя влиятельной профессиональной организации так и не удалось определить с двух попыток, при том что выбор шел среди крайне ограниченного числа кандидатов. В столичном нотариате, который традиционно считается закрытой корпорацией, удивлены развернувшейся конкуренцией и, главным образом, черными технологиями, которые применяются в предвыборной борьбе, однако предпочитают не делать конфликт достоянием общественности.

Первое собрание, на котором московские нотариусы планировали избрать президента МГНП, состоялось 10 марта с.г. В тот день в двух турах выборов победитель так и не был определен и голосование отсрочили более чем на месяц. На следующем собрании, 18 апреля, в присутствии 630 членов палаты (всего некоммерческая организация «Московская городская нотариальная палата» объединяет 667 нотариусов) удалось определить лишь основных кандидатов на пост президента – это нынешний руководитель МГНП Василий Ралько и его давний оппонент Константин Корсик. Они вышли во второй тур, но необходимого для избрания квалификационного большинства в 322 голоса никто из пары кандидатов так и не смог получить. При этом Ралько для победы над конкурентом не хватило всего пяти сторонников. Еще одно собрание планируется провести 8 июня с.г.

Фактически в МГНП сейчас сложились две группы, которым импонируют инициативы двух основных кандидатов в президенты. Нотариус Марина Иванова, например, говорит, что само голосование идет не за личности, а за программы, которые они выдвигают. Кроме общих традиционных предложений о модернизации работы палаты у Ралько и Корсика есть принципиальные различия в видении работы МГНП. О своих планах на посту президента кандидаты рассказывали на встречах, которые проводили перед баллотировкой, рассказала «НГ» нотариус Наталья Клепикова.

Ралько предлагает, по мнению части нотариального сообщества, более централизованную модель палаты – обещает ужесточение контроля над нотариусами, их работой и даже публичной деятельностью. Одним из камней преткновения для сообщества может стать комиссия, которая будет принимать решение о передаче в суд дел, касающихся прекращения полномочий нотариусов. Критики Ралько утверждают, что комиссия станет средством, с помощью которого президент при необходимости сможет зачистить палату он нежелательных людей.

Если Ралько обвиняют в стремлении авторитарно контролировать членов палаты, критики Корсика утверждают, что он, напротив, предлагает фактически вывести нотариусов из-под контроля профессиональной структуры, что приведет к дезинтеграции московского нотариата. «Он предлагал создать другую комиссию, которая будет защищать нотариусов. Мы сразу задали вопрос – от кого? От палаты, от самих себя? Мы на это пойти не можем!» – на условиях анонимности заявил один из функционеров МГНП. Сразу несколько нотариусов сообщили, что Корсик, консолидировав почти всех недовольных нынешним руководством МГНП, собирается делать ставку на автономизацию работы членов палаты и развивать традиции самоуправления. Его критики считают, что таким образом Корсик постарается защитить недобросовестную часть нотариусов, которые хотят получить иммунитет от возможных проблем с законом, которые могут возникнуть у них в перспективе.

Задавая свои вопросы кандидатам накануне голосования, нотариусы предъявили Василию Ралько и практические претензии. Его обвиняли в плохом управлении палатой и, главное, в неспособности сохранить ее финансы. Последний укор касается скандала, который, как принято в нотариате, до момента выборов президента не вышел за пределы МГНП. Дело в том, что сейчас находится в стадии банкротства АКБ «Межрегиональный инвестиционный банк» – учреждение, которому при Ралько были доверены нотариальные депозиты. Деньги, переданные нынешнему банкроту – около 60 млн. руб., – самый острый вопрос, который влияет на позиции Ралько: критики нынешнего руководителя подозревают, что финансы МГНП оказались в проблемном банке не случайно, и винят в произошедшем именно президента. Правление МГНП настроено скорее оптимистично и отмечает, что потеряны были депозиты нотариусов, а сама палата ничего не лишилась. «Когда поднимают этот вопрос, я сразу говорю – похоже, кому-то очень нужно, чтобы эти деньги все же действительно куда-то пропали», – говорит вице-президент Московской городской нотариальной палаты Лидия Попова.

«Как вернуть деньги, пока неизвестно. Но идет процесс банкротства, предполагается, что через месяц будут известны итоги этого процесса – есть план, по которому надо будет продавать некое имущество, принадлежащее банку», – сообщил «НГ» пресс-секретарь Федеральной нотариальной палаты Алексей Лацейко. Тем не менее, по данным Агентства по страхованию вкладов, при работе по взысканию ссудной задолженности Межрегионального инвестиционного банка конкурсным управляющим в суды подано 119 исковых заявлений на сумму более 9 млрд. руб., а 5 апреля 2011 года срок конкурсного производства в отношении банка продлен на шесть месяцев. Так что процесс скорого возвращения десятков миллионов рублей МГНП может затянуться.

Нужно сказать, что претензии к Константину Корсику у коллег также нашлись: среди прочего ему припомнили проигранный судебный процесс с Федеральной нотариальной палатой и невыполненные обещания изменить законодательство о нотариате.

Обстановку на выборах подогрела неожиданно появившаяся волна черного пиара. Началось все с того, что некоторые нотариусы начали получать по электронной почте публикацию из газеты «Московские новости» от 15–21 мая 2001 года, в которой анализировались обстоятельства смерти тогдашнего президента МГНП Анатолия Тихенко – события десятилетней давности. Он был убит накануне очередных выборов главы палаты и перед этим ему угрожали, причем, как сообщается в публикации, делали это ближайшие коллеги. Тихенко собственноручно написал записку, в которой сообщал, что подозревает Василия Ралько «в связях с преступным сообществом». Очевидно, говорят нотариусы, что статья не зря появилась на свет именно сейчас. Об этом также свидетельствует и то, что авторы публикации несколько раз упомянули нынешнего руководителя в не слишком приглядом ключе – например, сообщили и об уголовном деле о мошенничестве с квартирами, по которому проходил Ралько. За неделю до второй попытки избрания главы МГНП обстановку накалила еще одна публикация в СМИ, на этот раз в «Российской газете», автором которой стал Юрий Вишневский, представляющийся как «председатель профсоюза работников нотариата Москвы». Как заявили «НГ» несколько опрошенных членов МГНП, Вишневский по факту не является нотариусом и следы самой его организации найти также невозможно, однако в прошлом это был довольно авторитетный в среде юристов специалист. В своей публикации Вишневский (профсоюз работников нотариата «НГ» разыскать действительно не удалось) заявил о том, что нынешняя МГНП нуждается в реформировании, и серьезно раскритиковал Ралько. В частности, он заявил о комиссиях в профессиональной среде, которые, по его впечатлению, преследуют две цели – «запугать нотариуса проверками, чтобы лишить его полномочий, а затем освободившуюся вакансию выставить на конкурс». Также Вишневский разослал обращение к московским нотариусам, в котором в еще более жестких выражениях обвинил президента в создании «стагнации и коррупции» в МГНП.

Вероятно, в любом другом профессиональном сообществе подобные обвинения вызвали бы бурю негодования и, возможно, даже служебное расследование, которое стало бы проверять изложенные Вишневским факты. Но столичный нотариат отреагировал скорее инертно.

Официально позиция МГНП такова: происходящие выборы, как и сопровождающие их проблемы, – внутреннее дело палаты, в которое до определения президента не стоит вмешиваться посторонним. Хотя так и осталось невыясненным, кому выгодны «горячие» публикации накануне голосования, некоторые нотариусы ожидаемо заподозрили в их распространении команду основного конкурента Ралько – Константина Корсика. При этом, отмечает часть опрошенных «НГ» нотариусов, очевидно, что в публичной борьбе двух конкурентов ни один из них не решился бы развертывать такую агрессивную пиар-кампанию против оппонента. А значит, вброс компромата был нужен, чтобы дискредитировать скорее Корсика. В любом случае сейчас получается, что нотариусам приходится выбирать между человеком с некогда запятнанной репутацией и кандидатом, использующим черные пиар-технологии. Причем, что характерно, эта неоднозначная ситуация не вызывает хоть какого-то протеста у работников нотариата, которые призваны быть хранителями буквы закона.

Главные действующие лица предпочитают пока не комментировать происходящее. «Предлагаю дождаться следующего собрания, итогов выборов и тогда можно будет обсуждать эти вопросы», – заявил «НГ» Константин Корсик. «Так в семье не поступают», – по информации «НГ», отреагировал на скандальные публикации Василий Ралько.

Рядовые нотариусы также предпочитают не выносить сор из избы или оценивают развернувшуюся конкуренцию как не слишком приятное, но все же ожидаемое по правилам российских выборов событие. Нотариус Алла Цымбаренко считает, что сегодняшняя борьба в палате – явление не экстраординарное: «Два примерно одинаковых лидера приходят к финишу ноздря к ноздре – с разницей в шесть-семь голосов. Кто-то в палате хочет отставить прежнего претендента на стадии реформ нотариата, кто-то желает сменить власть. Но у нас были гораздо более сложные выборы, чем нынешние». Однако сразу несколько членов палаты заявили «НГ», что поражены теми средствами, которые неизвестные технологи применяют для дискредитации кандидатов. Нотариус Дмитрий Алферов, например, отметил, что происходящее даже обсуждалось на одном из собраний палаты. Особенно удивила нотариальное сообщество публикация от имени профсоюза работников нотариата. «Заявление Юрия Вишневского всех неприятно поразило – непонятно, с чего он делал такие выводы, его письмо вызвало у нас всех крайнее недоумение», – говорит, например, Алла Цымбаренко.

Кто бы ни применял запрещенные приемы, согласившиеся побеседовать с «НГ» нотариусы считают, что нынешняя ситуация тупиковая. Слив компромата наносит приблизительно одинаковый удар по репутации сразу двух кандидатов – и Ралько, и Корсика. Прежде всего это произошло потому, что создало у наблюдателей крайне неприятное впечатление: если нотариусы, которые априори должны быть юридически безупречными, ведут такую грязную пиар-кампанию, чего же можно ожидать от них в делах профессиональных. Затянувшееся противостояние двух примерно равных по силам оппонентов может продолжаться очень долго, но, очевидно, в нынешнем виде оно невыгодно прежде всего самой нотариальной палате Москвы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
476
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
590
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
501
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
411

Другие новости