0
3998
Газета Регионы России Интернет-версия

03.02.2015 00:01:00

Владивосток возвращается в XIX век

Тэги: владивосток, приморье, свободный порт, портофранко, таможня, налоги, усольцев, путин, трутнев, горчаков


владивосток, приморье, свободный порт, порто-франко, таможня, налоги, усольцев, путин, трутнев, горчаков Морская гавань Владивостока претендует на статус свободного порта. Фото с сайта www.vmtp.ru

В «Свободный порт Владивосток» может войти не только столица Приморья, но и весь юг края. Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев не исключает, что в него включат и местный аэропорт. Эксперты-экономисты и политологи предупреждают о рисках разочарования населения от неэффективности очередного амбициозного проекта.

Инициативу придать Владивостоку статус свободного порта предложил в Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин. Полпред Трутнев, ранее обещавший подготовить концепцию приморского порто-франко к концу января с.г., заявил во время визита в столицу Приморья о том, что «Свободный порт Владивосток» намерены исключить из таможенного пространства страны и создать здесь отдельный таможенный режим.

Но главная проблема, которую предстоит решить, по его мнению, – это административные барьеры.

«Сегодня деятельность портов контролирует большое количество организаций. Все это затягивает процедуры таможенного досмотра, которые мы должны свести к минимуму. То же касается и портовых сборов – они должны быть минимальными, – считает полпред. – Поэтому мы посмотрим обязательно по режиму налогообложения, особенно для береговых компаний».

Еще одна малопонятная, но важная проблема – граница будущего свободного порта: будут ли это лишь территории существующих портов либо границы всей прибрежной части края. Первый вице-губернатор Приморья Василий Усольцев считает, что в «Свободный порт Владивосток» должна войти не только территория Владивостокской агломерации, но и юг края.

Окончательную концепцию, согласованную с органами власти и интересами бизнеса, Трутнев теперь обещает подготовить лишь к концу 2015 года. Задержка косвенно объясняется тем, что прямых аналогов такого проекта в мире власти не нашли. «Слово «свободный» у всех вызывает ощущение счастья, – пояснил полпред. – Но мы, принимая предложения, сразу оговорились, что не позволим создать «дырку в заборе» для контрабанды».

Статус порто-франко был впервые присвоен Владивостоку в 1862 году и просуществовал до XX века. В 1900 году он был отменен, но таможенные тарифы оставались низкими. Во время войны с Японией в 1904 году порто-франко был восстановлен, но спустя пять лет от него вновь отказались.

«Как этот режим сделать эффективно работающим сегодня? – задался вопросом председатель краевого парламента Виктор Горчаков. – Мы запросили материалы ученых, которые у нас работали по этой теме. Наиболее подготовленные и полные материалы сделаны профессором Беляевой из Таможенной академии».

Горчаков подчеркивает, что есть в сложности определения самого понятия «свободный порт», к тому же «мини-порто-франко» во Владивостоке и Приморье есть или планируются – это автозавод Sollers, входящий в свободную экономическую зону, это новые проекты территорий опережающего развития. По словам политика, главный вопрос – решится ли правительство РФ на снятие ряда серьезных ограничений, сопровождающих введение режима порто-франко.

«Если предположить, что под свободным портом понимается прибрежная территория Владивостока со всеми портовыми мощностями, на которой будет установлен льготный налоговый режим, то воплотить замысел будет проблематично по ряду причин, – уверен директор Института международного бизнеса и экономики Владивостокского университета экономики и сервиса Александр Латкин. – К тому же сначала Владивостоку надо придать статус субъекта Федерации и изменить под него налоговое и таможенное законодательство, но готово ли пойти на это правительство?»

По мнению эксперта, даже при выполнении этих условий возникает множество других вопросов. «На кого должны распространяться налоговые и таможенные свободы? На все субъекты хозяйствования во Владивостоке или только на торговый порт; на все местные порты или на все предприятия, которые занимаются перевалкой грузов на портовых территориях; на какие грузы – транзитные или предназначенные только для Приморья?» – обозначает часть из них Латкин.

Придание Владивостоку особого статуса не означает прямого увеличения грузопотоков – город из-за своего географического положения является малоформатным портом, в городе плохо развита дорожно-транспортная инфраструктура. «Распространять режим свободного порта логичнее на все порты юга края, – соглашается с позицией власти Латкин. – Но, памятуя неудачный опыт создания свободных и особых экономических зон в крае, начинаешь сомневаться и в реализации очередной заявленной экономической свободы».

«Не думаю, что от статуса свободного порта следует ожидать налоговых преференций. Ключевое слово в понятии означает лишь беспрепятственное прохождение груза, товара, то есть речь идет о таможенных процедурах, – считает заместитель генерального директора ОАО «ДНИИМФ» Евгений Новосельцев. – Логично предположить, что под «Свободным портом Владивосток» подразумевается вся портовая агломерация города. Но нынешнее состояние портовой инфраструктуры не позволит вместить всех грузов, которые обычно скапливаются при свободном таможенном режиме в ожидании будущей продажи или переработки».

Эксперт также считает, что статус свободных следует распространить на все порты юга края. «Таможенные процедуры, если они необходимы, должны проводиться до захода судна в порт или уже по выходу из него – это распространенная в мире схема, позволяющая масштабно развернуть и ускорить торговые потоки. Необходимо также поменять логистику, когда все грузопотоки из стран Юго-Восточной Азии, предназначенные для Приморья, идут южным морским путем на Балтику, далее в Москву, а затем приходят к нам по Транссибу. Этот крюк – одна из главных причин высоких цен на Дальнем Востоке».

Как отмечают эксперты Дальневосточного консалтингового центра, последний визит Трутнева был особенно важен для Приморья. «Край стоит на пороге глобальных изменений в экономической сфере. Приняты нестандартные решения с множественными рисками, – отмечают политологи центра. – В перспективе экономическое положение региона может как кардинально улучшиться, так и стать причиной определенного разочарования у населения, уровень жизни которого сегодня снижается в условиях кризиса».

Владивосток


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
587
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
682
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
942
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
630

Другие новости