На днях аэропорт Храброво будет встречать миллионного пассажира нынешнего года. Фото с сайта www.kgd.aero
Глава Минтранса Максим Соколов стал первым членом правительства, выполнившим указание премьер-министра Дмитрия Медведева, обязавшего вице-премьеров и министров раз в квартал лично посещать проблемные окраины – Крым, Калининград и Дальний Восток. В Калининградской области руководителю министерства ожидаемо пришлось рассказывать о том, что Центр делает, чтобы не допустить транспортной изоляции региона.
Встречаясь с Максимом Соколовым в конце минувшей недели, врио губернатора Николай Цуканов напомнил гостю о том, что первоначально дотации на авиабилеты из российской Прибалтики до обеих столиц были обещаны в объеме 700 млн руб. ежегодно. На практике из федерального бюджета в год выделяется 450 млн руб., позволяющих пассажирам слетать в Москву и Санкт-Петербург или в обратном направлении с середины мая до середины октября за сумму менее 4 тыс. руб. В прошлом году этой льготой воспользовались 220 тыс. пассажиров. В текущем на льготу могут рассчитывать 190 тыс. человек. Максим Соколов напомнил калининградским чиновникам о переживаемых страной экономических сложностях, которые не позволяют рассчитывать на увеличение объемов дотаций и распространение их на весь календарный год. Единственное, что обещал руководитель Минтранса, – сохранение нынешнего размера субсидирования авиасообщения балтийской провинции с Большой землей.
При этом Соколов обратил внимание на устойчивый рост объемов перевозок пассажиров через Калининградский авиаузел. На фоне снижения данного показателя по всей стране местный аэропорт Храброво, находящийся в состоянии хронической реконструкции, сумел увеличить перевозку пассажиров на 25%. На днях в аэропорту будут встречать миллионного пассажира 2015 года. Востребованность гражданской авиации – в 2014 году ее услугами воспользовались 1,4 млн калининградцев и гостей региона – во многом обусловлена сложностями наземного транзита.
Министр транспорта в очередной раз пообещал сократить время в пути пассажирских поездов, соединяющих Калининград с остальной частью России. На сей раз за счет модернизации железной дороги Москва–Берлин. При этом Соколов признал, что использование основного ресурса экономии времени – сокращения процедур пограничного и таможенного контроля для транзитных пассажиров – зависит от доброй воли властей Литвы. Рассчитывать на это в нынешних условиях сложно. Вильнюс выделяется не только жесткостью своей риторики в отношении Москвы. Под предлогом «угрозы с востока» в стране восстановлен отмененный пять лет назад призыв в армию. В срочном порядке сформирован батальон быстрого реагирования, предназначенный как раз для нейтрализации «вежливых людей», которые, по мнению военного ведомства Литвы, могут проникнуть в страну под видом пассажиров поездов калининградского направления.
Популярность железнодорожного маршрута в/из российскую Прибалтику монотонно снижалась с момента вступления Литвы в ЕС и НАТО в 2004 году. Потенциальных пассажиров отпугивают не только длительные стоянки на границах и необходимость четыре раза подвергаться досмотру российскими, литовскими и белорусскими нарядами за 20 часов поездки. Для того чтобы воспользоваться поездом до Калининграда, необходимо иметь загранпаспорт и литовскую эрзац-визу (упрощенный разрешительный документ). Поэтому железная дорога проигрывает конкуренцию авиации: услугами железнодорожников пользуется в два с половиной раза меньше людей. Подавляющее большинство предпочитают летать на российский берег Балтики.
Калининград