0
1021
Газета Антракт Печатная версия

06.06.2003

Паваротти для богатых

Тэги: паваротти, концерт


Московский концерт "короля верхнего "до", самого улыбчивого тенора планеты Лучано Паваротти продемонстрировал новые тенденции в социальном распределении искусства в России. Если раньше мы твердо знали, что искусство принадлежит народу, то теперь с каждым днем все больше убеждаемся в том, что оно принадлежит богатым.

В октябре Паваротти исполняется 68. В 70 он намерен прекратить петь, в связи с чем началось его длительное прощальное турне по всем крупным городам мира. И кто знает, доехал бы Большой Па до Первопрестольной, если бы этим мемориальным сюжетом не поспешили воспользоваться, конечно же, в собственных имиджевых целях три фирмы (которые мы не называем из скромности). Короче говоря, Паваротти стал поводом для полузакрытой корпоративной вечеринки с обязательным приглашением всех козырных тузов и светских львиц. Культурно-политический бомонд, разумеется, приглашали бесплатно: рекламу посмотреть, себя показать и Паваротти заодно послушать. Плотность випов на миллиметр площади была столь значительной, что чудом затесавшиеся простые зрители могли чувствовать свою неполноценность. Мало-мальски известных персон с "половинами" и без, начиная с Хакамады и заканчивая Соткилавой, было так много, что просто кружилась голова.

Билеты, пущенные в свободную продажу, впечатляли количеством нулей: на балкон от 3 до 5 тыс., в амфитеатр - 20 тыс., в партер на порядок дороже. Тем не менее, как радостно сообщили в одном из офисов устроителей, все раскупили даже не на 100, а на 105 процентов. Нереализованных билетов не осталось даже у спекулянтов. И это радостное свидетельство того, что уровень жизни в Москве неуклонно растет. Вместе с ним растет и стоимость искусства. Для среднего класса концерт Паваротти оказался не по карману - эти люди пошли после работы домой смотреть трансляцию "Травиаты" из Мариинки.

Мир, в том числе и оперный, меняется. Мировой оперный конвейер крутится во многом благодаря играм капитала. Импресарио все больше становятся похожи на биржевых маклеров - важнее всего выгоднее загнать товар. В новой системе ценностей голос где-то на шестом месте. При удачном раскладе можно и вовсе иметь лишь слабый намек на голос или бренные останки такового.

Вокруг Дома музыки обещали три круга оцепления и конную милицию, и как жаль было недополучить столь эффектное удовольствие. Второе и, пожалуй, главное разочарование - Паваротти пел в микрофон, в том числе и первую часть программы с фортепианным сопровождением (арии "старых" итальянцев Бонончини, Скарлатти, Легренци и канцоны Беллини). Дом музыки пока имеет классическую репутацию, это не стадион и не Лужники, да и сам синьор Лучано так редко в последнее время поет без микрофона, что услышать его "живьем" было бы очень интересно. Тем более что акустика ММДМ это позволяет. Хотя в принципе подобные тонкости большинству публики были безразличны - какая разница, приехал ведь и поет!

Переживший недавно шумный бракоразводный процесс и новую женитьбу на молоденькой секретарше, имевший крупные налоговые неприятности из-за недвижимости в Монако, оказавшийся в центре театральных скандалов из-за отмены спектаклей в последнюю секунду, Паваротти ощутимо сдал внешне. Его заметно погрустневшая улыбка уже не казалась столь органичной - иногда она появлялась, как будто спохватившись. Серьезные операции на коленных суставах лишили его возможности свободно передвигаться. Паваротти пел, сильно подавшись назад, крепко опираясь о крышку рояля обеими руками, а со сцены уходил придерживаясь за плечо своего верного концертмейстера и персонального дирижера Леоне Маджиера, который с чуткостью доктора ловит каждый вздох певца.

Аккомпанировал Российский национальный оркестр - учитывая спонтанность и краткость репетиционного процесса, неплохо.

К середине концерта в этом уставшем теле проснулся-таки великий голос, временами звучавший необычайно молодо и звонко - мы услышали фрагменты того самого "золотого" Паваротти, которого помним и обожаем. Гипердраматические арии Туридду (прощание с матерью) и Канио ("Смейся, паяц") прозвучали на удивление прозрачно, в манере лирической декламации, но кульминацией концерта стал трогательный дуэт из оперы Масканьи "Друг Фриц", который Большой Па, известный покровитель молодых певиц, исполнил вместе с лауреаткой своего конкурса в Филадельфии, черноглазкой Кармелой Ремиджио. Это по-южному теплое лирическое сопрано приобретает сейчас все большую известность - она уже пела в "Фальстафе" на Зальцбургском фестивале, но настоящим прорывом стали для нее серия спектаклей и выпуск на "Дойче Граммофон" "Дон Жуана" с Клаудио Аббадо. Из ее сольных номеров в концерте самое большое впечатление произвела песня о Вилье из легаровской "Веселой вдовы", но до Адриенны Лекуврер Ремиджио еще далековато.

Блок неаполитанских песен, начиная с их аранжировки, повеял легким ветерком эстрадности и напомнил о цикле "Паваротти и друзья", где Большой Па поет со Стингом, Дзуккеро, Патрисией Каас и другими.

Во время вступления к известному "Рассвету" Леонкавалло синьор Лучано решил освежить горло из пластикового стаканчика и едва успел вскочить в первую ноту, но этот и другие подобные штрихи только усиливали обаяние происходящего. Честно отработав официальную часть программы, Большой Па вышел раскланиваться, откуда ни возьмись защелкали фотоаппараты у оркестрантов, и после чьего-то истошного "браво" начались бисы. "Гранаду" и "Мое солнышко" застилала легкая дымка усталости, но в "Застольной" перед нами снова был молодой бог. Перед этим Паваротти вызвал на сцену переводчицу и сказал по-английски, что хоть в "Травиате" и пьют шампанское, но ему сейчас хочется выпить водки, и предложил залу петь партию хора, ибо знает, что в России очень хорошие голоса. Попросил не аплодировать во время музыки, но танцевать разрешил.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Космонавты с дирижерской палочкой

Космонавты с дирижерской палочкой

Надежда Травина

В Московской филармонии состоялся гала-концерт участников мастер-курса профессора Юрия Симонова

0
699
Мастер игры Штокхаузен

Мастер игры Штокхаузен

Надежда Травина

В Московской консерватории состоялся II Международный фестиваль современной музыки «Magister Ludi» в честь Карлхайнца Штокхаузена

0
944
Музыка победила холод на Дворцовой

Музыка победила холод на Дворцовой

Владимир Дудин

Хворостовский и оперные дивы подарили петербуржцам удовольствие класса люкс

0
2225
Игорь Райхельсон: Моя музыка против авангарда

Игорь Райхельсон: Моя музыка против авангарда

Наталия Сурнина

Вечер российско-американской музыки пройдет в Большом зале консерватории

0
760

Другие новости

24smi.org
Загрузка...