0
1421
Газета Антракт Печатная версия

10.02.2006

Здесь парились и Пушкин, и Толстой

Тэги: сандуны


сандуны Банный зазывала в духе времени.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Вот уже более века Сандуны остаются символом русской банной традиции. «Здесь мылся человек, который шел в ногу со временем» – надпись, кем-то выбитая на одной из лавок в Сандуновских банях, во многом отражает феноменальность этой самой известной общественной купальни России.

Построил дом – построй баню

История бани начинается в глубокой древности. В античные времена египтяне, греки, римляне придавали огромное значение чистоте тела и всегда пользовались баней.

Древнейшими банями считаются римские термы. Строительство терм было делом чести для римских императоров. Каждый из них стремился превзойти предшественников в размерах и роскоши «банных дворцов», которые поражали красотой своего убранства. В них не только мылись, но и вели беседы, рисовали, читали стихи, пели. Римляне не представляли себе жизни без бани и, даже здороваясь, вместо приветствия спрашивали: «Как потеете?»

Постепенно термы стали появляться в разных странах Европейского и Азиатского континентов, видоизменяясь в соответствии с народными традициями.

После падения Римской империи и утверждения христианства в Европе начались гонения на все, что было связано с Римом, в том числе на бани. Христианские проповедники призывали никогда не мыться в целях духовного очищения. Так, королева Испании Изабелла Кастильская (конец ХV века) призналась, что мылась два раза в жизни – после рождения и перед свадьбой. А французский король Людовик ХIV издал эдикт, согласно которому придворные должны были пользоваться духами, заглушающими запахи грязных тел. Результатом такого отношения к гигиене явились страшные эпидемии, которые унесли жизни миллионов людей в Европе.

В отличие от Европы в русской культуре баня, появившись однажды, прочно вошла в традицию.

Уже в V–VI вв. парная баня стала неотъемлемой частью жизни славян. «Построил дом – построй баню», – гласит народная мудрость. В бане мылись, отдыхали после тяжелого трудового дня, лечились от различных недугов. Она была олицетворением гостеприимства и домашнего очага.

Поход в русскую баню всегда был аттракционом для европейских путешественников: в голове какого-нибудь немца, англичанина или француза никак не укладывалось, как невыносимая жара парилки, энергичные удары веника, ледяная прорубь или сугроб могут дарить такой прилив сил и отличное настроение.

Русские парные бани быстро приобрели мировую популярность: они считались наиболее полезными для здоровья, а сама банная процедура многих приводила в восторг.

Устройство бань на протяжении многих веков не претерпевало никаких принципиальных изменений, осталось оно таковым и по сей день.

О пользе царских подарков

История Сандуновских бань началась еще в начале XIX века и связана с именами двух талантливых актеров: Силы Сандунова и Елизаветы Яковлевой (Урановой).

Кому помыться, кому постираться.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
В 1783 году Сила Сандунов, известный комедийный актер, был приглашен в Петербург, чтобы играть в придворном театре Екатерины Великой. Там он познакомился со знаменитой актрисой и оперной певицей Елизаветой Яковлевой, известной под сценическим псевдонимом Уранова. Талантом Яковлевой была пленена сама императрица, которая и наградила ее псевдонимом в честь недавно открытой планеты Уран. Помимо незаурядного голоса Уранова обладала необыкновенной красотой и пользовалась огромной популярностью у мужчин. Среди ее поклонников был один из самых богатых и могущественных людей России того времени – вице-канцлер граф Александр Безбородко.

Однако Уранова предпочла влиятельному вельможе актера-комика, и вскоре Сандунов и Уранова были помолвлены. Безбородко решил противостоять этому союзу и приказал выслать Сандунова из Петербурга в Херсон, а Уранову собирался похитить. Но планам Безбородко не суждено было сбыться. В день, назначенный для похищения, Екатерина приказала играть комическую оперу «Федул с детьми». Уранова, которая уже знала о высылке Сандунова, решилась на отчаянный шаг: прямо со сцены подала присутствующей в театре императрице жалобу. Сандунова сразу же вернули в Петербург и тайно обвенчали с Урановой в придворной церкви; вице-канцлеру же сделали строжайший выговор. Существует мнение, что такое поведение Урановой на сцене было придумано и срежиссировано самой Екатериной: ясные намеки на события вокруг Урановой содержатся в тексте пьесы «Федул с детьми», написанной императрицей.

После свадьбы преследования Сандуновых продолжались, и Екатерина поспособствовала переводу супружеской пары в театр Медокса (самый известный в те времена московский театр, который располагался на месте современного Большого театра). Чтобы улучшить материальное положение семьи, Сандунов решил открыть в Москве собственное дело. Скопив денег из своего актерского жалованья и продав роскошное бриллиантовое ожерелье, которое Екатерина подарила его жене на свадьбу, Сандунов недорого купил землю на берегу речки Неглинной. В дальнейшем он выкупил земли соседей и снес все строения, чтобы выстроить новые магазины и жилые кварталы. Однако, когда речку Неглинную в 1805 году заключили в подземную трубу, Сандунов решил использовать освободившуюся землю для постройки бани. К 1808 году Сандуновские бани были готовы. В новые бани «так и хлынула вся Москва».

Парадоксальным образом чистота тела никак не отразилась на чистоте любви. Чем больше слава Сандуновских бань росла, тем сложнее становились отношения Сандунова с женой. Урановой пришлось не по душе, что бани, в которые она внесла значительный материальный вклад, носят имя мужа. Союз Сандунова и Урановой в итоге распался, а бани в 1812 году перешли в собственность Урановой, хотя и сохранили свое первозданное имя.

Клуб или поликлиника

Думаете, дворец? Нет. Бани.
Фото из книги 'Москва великая'
С дня своего открытия Сандуновские бани стали центром общественной жизни столицы: чем-то вроде английского клуба для дворян и поликлиникой для простолюдинов. Сандунов впервые ввел в баню разделение на мужские и женские отделения (раньше в банях существовали лишь условные перегородки, разделяющие раздетых мужчин и женщин). Для дворян были созданы отдельные номера с мягкими диванами, чистыми простынями, зеркальными раздевальнями, серебряными тазами и шайками. Дамы высшего общества могли приезжать в номера с болонками и моськами – горничные мыли собачонок вместе с барынями. С Сандуновских бань зародилась русская традиция, согласно которой перед свадьбой богатые купеческие невесты мылись в бане.

В «дворянских» отделениях Сандуновских бань парились и Пушкин, и Толстой. Чехов, живший по соседству, очень любил ходить в Сандуны и боялся лишь одного: вдруг встретит там своего приятеля Сергиенко, который «возьмет его за пуговицу и целый час начнет что-то рассказывать».

Банный дворец

Дальнейшая история Сандуновских бань не менее драматична.

После Урановой бани многократно меняли своих хозяев. В результате к концу XIX века они сильно обветшали и не приносили никакого дохода. В 1870 годы Сандуновские бани перешли в собственность миллионера-дровяника Ивана Фирсанова, а в 1890 году, после смерти Фирсанова, достались по наследству его дочери, Вере Фирсановой – красивой и очень перспективной невесте. Множество московских женихов из «золотой молодежи» и «солидных богачей» крутилось вокруг Фирсановой. В итоге Фирсанова вышла замуж за бедного дворянина поручика Гонецкого, чьи друзья заверили Веру Ивановну, что Гонецкий – единственный наследник польского магната-миллионера.

После свадьбы Гонецкий с энтузиазмом занялся делами жены. Он смог убедить Веру Ивановну, что стоит вложить средства в Сандуновские бани: построить на месте развалин, которые «позорят фамилию Фирсановых», «дворец для бань», какого «Москва еще не видела и не увидит». Гонецкий отправился в Турцию и Ирландию, чтобы лично ознакомиться со всеми особенностями банного дела. Для постройки «банного дворца» был приглашен один из лучших венских архитекторов того времени – Борис Фрейденберг.

Новые Сандуновские бани были освящены 14 февраля 1896 года. Пол-Москвы пришло посмотреть на новые Сандуновские бани. И действительно, такого еще никто не видел.

Трехэтажный дворец. Фасады здания были выполнены в стиле эклектики с элементами барокко, рококо, ренессанса, готики, классицизма. Просторные светлые залы бани были выложены мрамором и гранитом. Роскошные интерьеры отличались оригинальностью отделки – Арабский дворик, Мавританский зал, Готический зал, ирландская и русская парные, античный бассейн. Бани обладали самым новым по тем временам техническим оборудованием. Cпециально для Сандуновских бань была построена электростанция, лишь третья в Москве. (Кстати, за счет этой электростанции освещалось венчание на царство Николая II в том же году.) Воду из реки подавали через американские водяные фильтры. Специальная система вентиляции обеспечивала двукратный обмен воздуха в помещении в течение часа.

Хотя в банях, как и во времена Сандуновых, были и дешевые отделения для простого народа, и дорогие отделения, где собирался московский цвет общества, Сандуны стали более элитарным заведением. В самое дорогое полтинничное отделение строго по вторникам приходил сам Федор Шаляпин, спасаясь от многочисленных поклонников. Но почитатели оперы и тут не оставляли любимого певца, и в эти дни в банях было очень тесно.

После открытия Сандуновских бань Фирсанова и Гонецкий расстались. Гонецкий сильно проигрался в карты и заложил бани в одном из ипотечных банков. Фирсанова обо всем узнала, выкупила бани, а мужа «послала в баню», в смысле выгнала прочь.

Доступно, но не всем

Бани, выстроенные Гонецким, пережили революцию, однако в советский период потеряли свой былой лоск: многие фасады и интерьеры бани были утрачены, а часть здания и вовсе была передана во владение другим организациям. Лишь московское правительство продолжало ходить в Сандуны, видимо, из-за близкого расположения бань к Кремлю.

В 1991 году Комитет по охране исторических памятников г. Москвы объявил Сандуновские бани памятником архитектуры, а в 1992 году начались ремонтные и реставрационные работы, которые продолжаются по сегодняшний день и в ходе которых в банях пытаются восстановить первоначальную архитектуру и модернизировать оборудование.

Сегодня Сандуновские бани – это все те же поражающее своей роскошью мужские, женские и номерные отделения. Однако в отличие от XIX века Сандуны стали менее демократичными.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Легкий пар

Легкий пар

Глеб Шульпяков

Отрывок из романа «Красная планета»

0
1823

Другие новости

Загрузка...
24smi.org