0
2785
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

27.01.2009 00:00:00

Как собаке отрезать хвост

Наталья Зубаревич

Об авторе: Наталья Зубаревич - профессор МГУ, директор региональных программ Независимого института социальной политики.

Тэги: кризис, регионы


кризис, регионы Решить проблему «ржавых городов» может только целенаправленная региональная политика. И затратная.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Еще в XIX веке Николай Костомаров нашел удивительно точные слова: «Русский народ приводил иностранцев в изумление своей терпеливостью┘» С тех пор изменилось немногое.

Нынешний кризис в российской истории не первый. Повторение, как известно, мать учения. Вновь проявились давно известные диспропорции и болячки российской экономики: сырьевой флюс, монопрофильность, устаревшие и неконкурентоспособные обрабатывающие отрасли, низкая территориальная мобильность занятых. Эти проблемы имеют пространственное измерение и поэтому бьют по регионам с разной силой. Но, подчеркнем, бьют не в первый раз. В тучные годы экономического роста под нефтяным дождем быстро забылось, каким был кризисный спад 1990-х. Если же мы сопоставим его с нынешним кризисом, то увидим, что многое повторяется.

Сравнение проясняет перспективы. Не кризиса – о его длительности и силе можно только гадать. Яснее становятся перспективы неизбежной санации российского экономического пространства. Раньше или позже, после третьего или пятого кризиса, оно трансформируется. И чем дольше растянется процесс отрезания хвоста собаки по кускам (как известно, так поступают добрые хозяева), тем тяжелее будет проходить санация и для экономики, и для населения.

Централизация: кто первым пострадал, тот быстрее всех оправится

Российское экономическое пространство более чем на треть состоит из Москвы (23% суммарного валового регионального продукта страны при 7% населения) и Тюменской области с автономными округами (еще 12%). Москва собирает «урожай» со всей страны, в ней расположены штаб-квартиры крупных компаний и естественных монополий. Кризис поубавит размер «урожая», но доля столицы не изменится при сохранении сверхцентрализованной системы управления экономикой. Как ни помогают федеральные власти Санкт-Петербургу, пока он дает не более 4% от суммарного ВРП страны. Для сравнения – доля Московской области, быстро растущей без всякой помощи, больше.

Кризис в федеральных городах и их агломерациях отражается на рынке труда, где идет высвобождение белых воротничков, и на доходах населения: по данным Росстата, реальные душевые денежные доходы жителей Москвы в октябре сократились на 22% по сравнению с сентябрем, в Санкт-Петербурге – только на 3%. Удар для столицы чувствительный, ведь на Москву приходится 20% всех денежных доходов россиян. Преувеличивать точность статистических измерений доходов и их динамики не стоит - тем не менее факт заключается в том, что столица столкнулась с кризисом первой, доходы ее населения начали сокращаться еще летом.

Но проблемы сокращения доходов и занятости временные, после завершения кризиса агломерации федеральных городов будут восстанавливаться быстрее. И это не заслуга их властей, а следствие агломерационного эффекта – концентрации населения, инфраструктур, финансов, бизнеса. Для Москвы его влияние как минимум удваивается мощной административной централизацией.

Тюменская область с автономными округами останется «при своих», пока есть нефть и газ. Снижение мировых цен на «наше все» приведет к очередному (третьему за переходный период) циклическому росту безработицы. Жители Ханты-Мансийского АО уже почти наизусть выучили уроки, заданные прошлыми кризисами, и лучше других россиян умеют адаптироваться к смене тучных лет на тощие.

Региональные центры, аграрный Юг, Северный Кавказ, Южная Сибирь: ухудшение некритично

Для всей остальной страны очевидна перспектива более или менее сильной кризисной санации экономического пространства. Скорость этого процесса зависит от политики властей, но об этом ниже. Начнем с тех, кого кризис затронет не так сильно.

Во-первых, это крупные российские города – региональные центры, особенно миллионники. Они растут и развиваются быстрее благодаря тем же агломерационным преимуществам, концентрации человеческого капитала и экономических ресурсов своего региона, в них более модернизирована структура экономики, а неконкурентоспособные промышленные предприятия быстрее трансформировались в промплощадки, арендуемые разнообразными новыми бизнесами. В конкуренции с федеральными городами региональные центры, безусловно, проигрывают, особенно в привлечении инвестиций и населения, но уже начали оттягивать на себя более значительную долю торговли и жилищного строительства. Кризис ударит по региональным центрам сильно, резко замедлив модернизацию потребления, но это временный шок.

Во-вторых, это аграрный Юг с более развитой инфраструктурой. В «русских» регионах Северного Кавказа еще не завершилась рыночная трансформация АПК, но этот сектор вполне жизнеспособен благодаря лучшим агроклиматическим условиям и обеспеченности трудовыми ресурсами, более развитой транспортной инфраструктуре. Российский бизнес успел вложить деньги в модернизацию пищевых предприятий, ослабление рубля расширяет рынок сбыта, вытесняя импорт. Высока вероятность быстрого роста Юга после кризиса, как и в начале 2000-х годов – только в лучших условиях более выстроенного рынка и более модернизированной пищевой отрасли. Кроме того, российский Юг более активно привлекал инвестиции в рекреацию, жилищное строительство. В предкризисные годы он рос быстрее, что также подтверждает устойчивость его преимуществ. Городское население Юга активно вовлечено в малый бизнес – торговый и сервисный, он так и не вышел из тени. Кризис консервирует ситуацию, модернизация сектора услуг отодвинется на более поздние сроки, однако эти риски некритичны. Санация экономики приведет и к снижению избыточной аграрной занятости, но этот процесс шел и до кризиса.

В-третьих, пока непонятно, насколько сильно повлияет кризис на слаборазвитые республики Северного Кавказа и юга Сибири. Это зависит от состояния федерального бюджета, за счет которого они живут (доля федеральных перечислений в доходах их бюджетов составляет от 50 до 93%). Если федеральные власти будут поддерживать огромное количество «стратегических» компаний, слаборазвитым республикам придется затянуть пояса. Но кризис ничего принципиально не меняет в их положении, кроме объема трансфертов: внутренних ресурсов для развития пока не найдено. Кризис только высветил долгосрочность проблем этих республик, замедляющих развитие, – проблем отсутствия конкурентных преимуществ и неблагоприятной институциональной среды.

Восточные регионы

Тем не менее отрезать хвост собаке придется. Есть как минимум три группы регионов и городов, которые будут генерировать острые проблемы в кризисной ситуации, поэтому раньше или позже произойдет санация их экономики.

Первая группа – восточные регионы страны. Отставание восточных регионов объективно обусловлено негативным воздействием удорожающих факторов: удаленности, слаборазвитой инфраструктуры и слабой заселенности, сокращения численности населения из-за миграционного оттока. Темпы роста ВРП Дальневосточного федерального округа за 1998–2006 годы были самыми низкими среди федеральных округов. Дефицит человеческих и финансовых ресурсов для экстенсивного «освоенческого» типа пространственного развития заставит власть жестко фокусировать приоритеты. О масштабном развитии восточных регионов и переселении туда мигрантов придется забыть – игнорировать ресурсные ограничения не получится. На востоке и севере страны придется ориентироваться на точечное развитие крупных городов-центров, портов и инфраструктурных коридоров, которые позволяют «держать» слабозаселенную территорию. Точечной должна быть и инфраструктурная поддержка государством наиболее эффективных ресурсных проектов, финансируемых бизнесом. Если текущий кризис все-таки не приведет к тому, что приоритеты наконец будут обозначены, – придется ждать следующего.


Белые воротнички как исчезающий вид.
Фото Reuters

Монопрофильные регионы и города, периферия Нечерноземья

Монопрофильная экономика неустойчива, и кризис в очередной раз это подтвердил. Сжатие мирового и внутреннего инвестиционного спроса на этот раз сильнее всего ударило по черной металлургии. Максимальные темпы промышленного спада показали металлургические регионы: Вологодская область (на 44% в ноябре 2008 года к ноябрю 2007 года), Челябинская (на 35%) и Кемеровская (на 23%). Это регионы освоенной зоны, в которых нет жестких барьеров для развития других секторов экономики. Но комфортная жизнь за счет хорошей прибыли металлургов не стимулировала привлечения инвестиций в другие отрасли. Пока еще есть шанс исправить ситуацию, особенно в миллионном Челябинске.

Для машиностроительных регионов кризис стал вторым шоком после спада 1990-х. Самый сильный спад показали депрессивные регионы – Курганская и Ульяновская области (на 25–28%). Число машиностроительных регионов с сильным спадом больше, чем металлургических: промышленное производство в Смоленской, Ярославской, Нижегородской областях, Алтайской и Хабаровском краях сократилось на 16–21% (ноябрь 2008 года к ноябрю 2007 года). В России не принято признавать неконкурентоспособность отечественного машиностроения, но кризис заставляет это делать.

Еще сложнее проблема монопрофильных городов. Индустриализация оставила свой след в виде монопрофильных городов не только в России. Проблема «ржавых городов» раннеиндустриальных отраслей, предприятия которых оказались устаревшими, неконкурентоспособными, резко сократили производство или даже разорились, существует во всех развитых странах. В США она решается с помощью высокой мобильности населения, которое покидает такие города и находит другие места работы. В странах Западной Европы старопромышленные регионы и города получили значительную поддержку государства для санации территории, переподготовки занятых, чтобы привлечь в эти города инвестиции из других отраслей, чаще всего сервисных.

В России пока не произошло ни оттока населения, ни санации. Большинство моногородов пережили сильный кризис при переходе к рыночной экономике и затем с трудом выживали, потеряв значительную часть занятых и получив новых собственников, не спешивших инвестировать в малопривлекательные активы. Монопрофильные города некоторых отраслей стали «кормильцами» своих регионов, их продукция оказалась востребованной мировым рынком благодаря дешевизне и меньшим затратам на экологию (металлургия, целлюлозное производство, минеральные удобрения) или росту спроса и цен на энергоносители. Как правило, это города с предприятиями, принадлежащими крупным частным компаниям или естественным монополиям.

Рост человеческого капитала и развитие социальной среды моногородов сильно зависел от политики крупного бизнеса. Немногие компании стремились повысить качество населения с помощью социальных программ и стимулировать развитие местной экономики, чтобы сгладить неизбежные для моногородов конъюнктурные колебания цен на их продукцию. В металлургических городах Урала с маломобильным населением крупный бизнес воспроизводил старую советскую систему содержания социальной сферы. В городах с менее привлекательными активами ситуация была более жесткой – бизнес выжимал последние соки из предприятий, а города так и оставались фабричными слободами или поселками недавних мигрантов.

Ситуация зависит и от политики властей регионов. Например, в богатом Ханты-Мансийском АО социальные перспективы моногородов лучше, в то время как во многих индустриальных городах Урала и Сибири социальная среда и качество населения неблагополучны.

К сожалению, проблема моногородов слабо осознается обществом и властями. Неизбежность «переформатирования» функций моногородов диктуется законами экономики: промышленная монопрофильность уходит вместе с раннеиндустриальной эпохой. Но проблема не может решиться сама собой – нужна специальная региональная политика, и затратная. В 1990-е годы она хотя бы декларировалась, но тогда почти не было денег. С началом экономического роста в 2000-е годы ощущение рисков развития моногородов быстро исчезло. Часть из них благодаря экспорту процветала, другие начали выходить из кризисного состояния. В экономике было много денег, росли заказы на продукцию монопрофильных городов. Но кризис напомнил нам о том, что устойчивыми центрами развития они быть не могут.

Дальнейшая жизнь моногородов с второстепенными и непрофильными активами крупных компаний (трудоемкие предприятия машиностроения, старые металлургические заводы и др.) имеет два сценария. Высока вероятность, что крупный бизнес пойдет по традиционному пути длительных задержек заработной платы. Менее вероятно массовое высвобождение вплоть до остановки неконкурентоспособных градообразующих предприятий (хотя это уже произошло в городах Верхний Уфалей и Байкальск).

Социальные риски не должны заслонять тот факт, что кризис ускоряет объективный и неизбежный процесс санации худших активов, уже начавшийся в 1990-е годы, но прерванный в годы экономического роста.

В моногородах с худшими активами нужно решить две задачи. Первая – профинансировать «подушку безопасности» там, где предприятия формально живы, но длительно задерживают зарплату. Опыт депрессивных городов показывает, что население будет активно оформлять пособие по безработице, дающее право на получение жилищных субсидий – суммарно эти выплаты компенсируют до половины утраченной заработной платы, которая в этих городах невысока, и позволяют выжить с учетом дополнительных доходов от личного подсобного хозяйства, как это уже было в 1990-е годы. Вторая задача – создать систему мер по санации проблемных моногородов с полностью остановившимися предприятиями. Число таких городов будет небольшим. При санации неизбежны долгосрочные и массовые выплаты пособий по безработице, жилищных субсидий и детских пособий, выделение значительных средств на переселение, субсидии бюджетам муниципалитетов. «Больные» города придется долго лечить, развивая функции местных центров и создавая новые рабочие места. Расходы должны компенсироваться федеральной помощью: у регионов финансовых ресурсов на эти цели нет.

Кризис не вечен, нужно думать о задачах развития на более длительную перспективу. Моногорода надолго останутся головной болью, причем всеобщей – это не только российская проблема. Но в большинстве из них население стареет и сокращается, поэтому процесс изменения функций будет идти эволюционным путем, а социальные риски должны снижаться согласованной политикой властей и бизнеса, которая включает санацию занятости, компенсации высвобождаемым занятым, поддержание социальной инфраструктуры, рост социальной и территориальной мобильности, развитие функций местных центров и т.д. Рецепты известны и отработаны в других странах, ими нужно пользоваться.

Сельские районы и малые города

Третья проблема – обширные периферийные сельские районы и малые города Нечерноземья, Урала и востока страны, которые остаются зонами социальной и экономической деградации. По данным Татьяны Нефедовой, в европейской России 40% сельских районов относятся к «черным дырам». Депрессивные муниципалитеты – труднейшая зона для модернизации, они отличаются низким качеством человеческого капитала, требуют огромных ресурсов и длительного времени для санации. Проблема трудноразрешима из-за дефицита человеческих ресурсов и инфраструктурных барьеров.

Вымирание сельских периферий с последующей сменой функций – один из самых жестких вариантов санации. Для периферийных районов это означает переход от трудоемкого сельского хозяйства к рекреационным и природоохранным функциям, сезонному использованию территорий. Деградация периферии сопровождается наиболее жесткими последствиями для населения, которые могут быть смягчены только с помощью развитой системы социальной зашиты.

Неизбежность этой перспективы не осознается ни властями, ни населением. Недавно назначенный губернатор одной из областей Нечерноземной зоны озвучил лозунг: «Не дадим пустовать ни одному гектару пашни!» Видимо, он не знал, что более 40% женщин в сельской местности этой области – пенсионерки, а средняя продолжительность жизни сельских мужчин не превышает 51 года.

Кризис дает возможность посмотреть в зеркало. Отражение не радует. Придется заняться оздоровительной гимнастикой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
714
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
629
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
740
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
511

Другие новости