0
12718
Газета Наука Интернет-версия

28.01.2009 00:00:00

Страна повышенного давления

Тэги: медицина, сердце, здоровье, гипертония


медицина, сердце, здоровье, гипертония Академик Евгений Чазов: «Тонометр – аппарат для измерения артериального давления, – думаю, есть не более чем в 10% семей».
Фото Petrasoft

«Только в прошлом году в России умерли почти 2,5 миллиона человек, из них более 1 миллиона 200 тысяч – от сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений, в первую очередь инфарктов и инсультов. Снизить число этих заболеваний – значит сберечь жизнь миллионам людей», – так начал нашу беседу академик Евгений Иванович Чазов, личность легендарная и в истории нашей страны, и в истории кардиологии. В эпоху советской геронтократии он в 38 лет стал министром здравоохранения СССР. А сейчас в свои почти 80 лет возглавляет Всероссийский научный кардиологический центр.

– Евгений Иванович, насколько хорошо мы знаем самого страшного врага нашего здоровья – гипертонию?

– Попробуйте вспомнить, часто ли вам приходится читать в наших газетах и журналах о гипертонии? О СПИДе, туберкулезе, раке – сколько угодно. Но повышенное давление: у кого его нет? А ведь повышенное давление, или по-ученому – гипертония, лежит в основе таких серьезнейших заболеваний, как инсульт, инфаркт, сердечная недостаточность.

Среди вопросов и проблем медицины, доставшихся нам от предыдущих поколений ученых и врачей, важнейшей является проблема артериальной гипертонии. Она давно переросла узкомедицинские рамки, учитывая ее значимость в общей структуре заболеваемости, инвалидности и смертности населения развитых стран. Сердечно-сосудистые заболевания прочно держат печальную пальму первенства не только в нашей стране, но и во всем мире. Основная доля смертности приходится на болезни сердца и сосудов. По сравнению с 1990 годом смертность от них в России возросла в разы.

Всего каких-то 19 лет назад мы по показателям продолжительности жизни и смертности населения были на одном уровне с Германией и Францией. Сегодня смертность населения у нас на 60–80% превышает европейские показатели. И во многом здесь повинна артериальная гипертония (АГ), точнее, ее возрастание.

Вот почему мы в нашем центре еще в середине 90-х годов начали разрабатывать специальную программу борьбы с артериальной гипертонией. Опыт такой работы был в значительной степени накоплен в США и европейских странах. Американцам, например, за последние 20 лет благодаря прежде всего широчайшей профилактике артериальной гипертонии и просветительской работе среди населения удалось снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений почти на 25%!

У американцев один из самых низких в мире уровней смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, к примеру, от инсульта мозга – в семь раз меньше, чем в России. В 2001 году в России была наконец принята национальная программа по борьбе с этим бичом нашего времени.

– Что она предусматривает?

– Прежде всего необходимо приучить всех жителей нашей страны следить за своим артериальным давлением, знать его. Тонометр – аппарат для измерения артериального давления, – думаю, есть не более чем в 10% семей. А ведь, согласно нашим исследованиям, артериальной гипертонией в России страдают не менее 40 миллионов человек! Но подавляющее большинство из них даже не подозревают об этом! Главным для нас было на первом этапе выявить таких больных.

Вторая задача – просветительская: информировать население, что артериальная гипертония – серьезная болезнь, которая в конце концов приводит к инфарктам и инсультам, но ее легко погасить в начальном периоде, надо только при необходимости принимать лекарства или достаточно откорректировать образ жизни.

Но парадокс в том, что и врачей надо учить правильно лечить артериальную гипертонию. К сожалению, они, особенно в первичном звене, часто просто не знают современных методов лечения этого недуга. Не может оставлять спокойной такая грустная статистика: достаточно эффективно у нас лечатся от АГ не более 15% больных. Остальные лечатся либо неправильно, либо вообще никак.

Работа проделана за последние годы очень большая: выявлены около пяти миллионов людей, страдающих от АГ. Все они даже не подозревали, что больны, ну а после обследования встали на учет к врачам. Конечно, пять миллионов и 40 – цифры несопоставимые. Но работа началась и с каждым годом набирает обороты. Свои местные программы приняты уже почти во всех регионах России.

Сейчас у нас разработаны две системы. Одна называется «регистр», вторая – «мониторинг». Первая выходит непосредственно на поликлиники. Все, что делает врач, как лечится больной, скрупулезно заносится в компьютеры, затем информация поступает на центральный пульт, и мы можем уже судить о динамике, о том, что происходит в регионах. Мониторинг – более детальное исследование положения в отдельных регионах: сколько там больных артериальной гипертонией, их возраст, пол, социальное положение, курят, не курят и так далее.

– Я слышал еще о так называемых школах здоровья. Что это такое?

– Это очень важное направление в нашей работе. Сейчас в стране их более полутора тысяч, хотя, на мой взгляд, должно быть на порядок, а то и два больше. В этих школах больные на ранних стадиях гипертонии получают необходимую информацию: что такое АГ и как с ней бороться.

Самая большая опасность нарушения АГ – то, что на нее не обращают внимания, она же исподволь разрушает сердечно-сосудистую систему, и в один прекрасный, нет, извините, страшный день человек погибает от инсульта, или инфаркта, или сердечной недостаточности. Вот почему мы называем гипертонию «тихим убийцей».

Школы здоровья эффективны не только в плане чисто медицинском, но, что весьма интересно, в экономическом: затраты на госпитализацию у слушателей этих школ снизились в 6,3 раза, а на амбулаторную помощь – в 7,9 раза. Вызов же «скорой помощи» уменьшился в 18 раз! Переведем это в общегосударственные масштабы – и мы увидим, насколько дело это выгодно и стране, и каждому отдельно взятому человеку.

Подобно школам здоровья, у нас организованы и школы кардиологов. Наши сотрудники выезжают во все крупнейшие города России и проводят там семинары для врачей: как правильно диагностировать, как правильно лечить больных с артериальной гипертонией.

– Федеральная программа борьбы с гипертонией, рассчитанная до 2008 года, учитывая ее результаты, была продолжена и далее в рамках общенациональной программы «Здоровье». В чем ее особенности?

– Сейчас при Российском кардиологическом научном комплексе образован фонд «Артериальная гипертония». В числе его учредителей, кстати, и Союз журналистов России. Надо заставить всех задуматься над своим здоровьем, особенно молодых. У нас смертность среди тех, кому до 25 лет, повысилась на 82%, а в возрасте от 25 до 30 лет – на 70%, 30–40-летних – еще выше. Это же национальная катастрофа!

Сейчас остро встает проблема артериальной гипертонии у подростков. В молодом возрасте развитие болезни легко предупредить, порой даже не прибегая к лечению, достаточно изменить образ жизни.

Когда мы в начале 90-х годов забили тревогу, нам говорили: о чем вы, ведь гипертония – это болезнь пенсионеров! А у пенсионеров смертность по этой причине за последние 15 лет возросла, между прочим, всего на 4%. То есть сердечно-сосудистые болезни косят наше население в самом цветущем возрасте.

Мы будем тратить миллиарды на хирургические операции, хотя куда эффективнее восстановить то, что было. Ведь совершенно очевидно, что предупреждать болезнь экономически гораздо выгоднее, чем потом лечить ее.

В советское время мы проводили эксперимент на юго-западе Москвы, в Беляеве. За три года активной профилактики смертность в этом районе удалось снизить на 20%. Предполагалось распространить эксперимент на всю страну, но рухнула советская власть, а с ней и вся система здравоохранения.

Прошлое, как говорится, не вернешь, но надо сделать так, чтобы частный капитал вкладывал средства хотя бы в здоровье своих работников. Пока же все наши призывы помочь фонду – как тот глас вопиющего в пустыне. А вот Билл Гейтс, например, выделил на развитие медицины в США более 15 миллиардов долларов┘

– Евгений Иванович, а каков секрет вашего личного здоровья? Ведь хотя вам уже почти 80, но энергии вашей можно только позавидовать.

– Никогда не курил, в молодости увлекался марафонским бегом, был даже чемпионом Украины среди студентов. Хороший вид спорта, он вырабатывает выносливость и упорство. Кроме того, очень любил горы. Альпинистом, правда, не стал, но на Эльбрус поднимался дважды. Считаю, что горный туризм – одно из лучших времяпрепровождений. Утром обязательно делаю зарядку с гантелями. Зимой беру лопату и чищу снег, я живу за городом. Лучшего лекарства, чем физический труд на свежем воздухе, еще никто не придумал.

Ну и, конечно, человек всегда должен иметь перед собой цель и возможность достичь ее. На Международном конгрессе кардиологов я делал доклад о взаимозависимости роста смертности и социально-психологического состояния общества. Тут – четкая связь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
416
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
461
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
659
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
547

Другие новости