0
11604
Газета Наука Интернет-версия

08.02.2012 00:00:00

Сцены из семейной жизни Гомера

Александр Портнов

Об авторе: Александр Михайлович Портнов - доктор геолого-минералогических наук, профессор.

Тэги: гомер, брак, женщины


гомер, брак, женщины В произведениях Гомера много женских персонажей. Но чаще всего они – неверные, ветреные, лживые.
Ж. Энгр. Апофеоз Гомера, 1827

Поэмы Гомера – энциклопедия жизни древнегреческого общества. Поэт подробно рассказал обо всем, что его окружало, и в «Илиаде» и «Одиссее» можно найти изумительно точные картины природы, натуралистические описания кровавых сражений, рассказы о спортивных состязаниях и веселых праздниках...

В текстах поэм постоянно просвечивает личное отношение автора к описываемым событиям: он одновременно и зритель, и моралист, оценивающий разнообразные ситуации. Я говорю «зритель», потому что в отличие от общепринятого мнения убежден в том, что Гомер никогда не был слепым. Удивительно, что исследователи его творчества как бы не замечали точность его зарисовок природы, обилие света и цвета, обилие мелких деталей. В поэмах проступает богатейший жизненный опыт зрячего Гомера, который как бы говорит: «Было такое со многими моими знакомыми... и со мной тоже... знаю... помню... видел┘ расскажу...»

Гомер – женоненавистник?

Исследователи Гомера не обращали внимания на тот поразительный факт, что знаменитый греческий географ Страбон, живший на рубеже старой и новой эры, считал основоположником географии┘ Гомера и в своей «Географии» ссылался на его поэмы┘ 130 раз!

Страбон много путешествовал и мог сравнить личные наблюдения с описаниями Гомера. Однако он пришел к выводу о том, что Гомер лично видел больше него и сумел собрать такие сведения о дальних странах, которые многим поколениям ученых, включая самого Страбона, узнать не удалось. Это значит, что Гомер был не только поэтом, но и великим путешественником, наблюдателем с острым взглядом и удивительной памятью. Как любой путешественник, он надолго оставлял свой дом и жену, что не способствовало укреплению семейных отношений.

Внимательно читая «Илиаду» и «Одиссею», приходишь к мысли, что Гомер, о личной жизни которого нам практически ничего не известно, нередко рассказывает о себе, о своем личном опыте, о своей жизни... И когда дело касается семьи и семейных отношений, то рассказ у Гомера обычно получается грустный, невеселый, потому что женщины, независимо от того, чьи они жены – богов ли, царей или героев, – в большинстве случаев не радуют своих мужей.

Можно возразить: а любящая жена Гектора – Андромаха? Но она появляется в «Илиаде» только как плакальщица: для того чтобы горько рыдать перед выходом героя на битву из стен Трои и после его гибели в единоборстве с Ахиллом... А верная жена Одиссея – Пенелопа? Но ведь она не показана в семейной жизни, она знаменита лишь тем, что двадцать лет ждет пропавшего без вести мужа, отбиваясь от сотни женихов... Пенелопа – это далекий от реальности идеальный образ, «женщина-мечта» XII века до н.э.

Зато на фоне «идеальной» Пенелопы остальные жены в произведениях Гомера предельно реалистичны; они свободно дают волю своим худшим качествам; они лживы, злобны, неверны, коварны... Положительные начала у них вообще отсутствуют... Жить с ними – мучение даже для богов. Задумаемся – с чего бы это? Гомер – женоненавистник? Или он рассказывает о своей неудачной личной жизни?

Зевсовы муки

Один из самых отрицательных женских типов в поэмах – богиня Гера, жена Зевса. И владыка мира, всесильный Зевс, оказывается одним из самых несчастных мужей: ему приходится постоянно скандалить с женой. Вестница богов Ирида приносит Гере послание грозного мужа:

«Ты привыкла все разрушать,

что Кронид (Зевс. – А.П.)

не замыслит!

Ты ужасная псица

(сука?– А.П.) бесстыдная,

ежели точно

Противу Зевса дерзаешь

поднять огромную пику!»

(«Илиада», 8, 423)

При личной встрече супругов радости еще меньше:

«Грозно на Геру смотря,

провещал громодержец:

Козни твои, о злотворная,

вечно коварная Гера,

Гектора с поля свели...

Ударами молний тебя

избичую!»

(«Илиада», 15, 14)

Зевса, как настоящего мужчину, дьявольски раздражает постоянная слежка за ним жены:

«Все примечаешь ты,

вечно меня соглядаешь,

Но произвесть ничего

не успеешь: более только

Сердце мое отвратишь,

и тебе то ужаснее будет!»

(«Илиада», 1, 562)

«В помощь ли злобе твоей

и любовь, и объятия были,

Коими ты, от богов удаляся,

меня обольстила?»

(«Илиада», 15, 33)

Жена, естественно, отвечает мужу «взаимностью»:

«Зевса... Гера узрела, и был

ненавистен он сердцу богини...

Зевсу, коварствуя сердцем,

вещала державная Гера...»

(«Илиада», 14, 157, 329)

Что заставило Гомера так подробно описывать распрю в божественной семье? Почему так детально он описывает эволюцию семейных раздоров – с мелочей до полного разрыва:

«Распря, малая в самом начале,

она пресмыкается; после

В небо уходит главой

и стопами по долу ступает!»

(«Илиада», 2, 442)

Что остается делать мужу, ссорящемуся с женой?.. Напиться с горя:

«Мужу, трудом истомленному,

силы вино обновляет».

(«Илиада», 3, 261)

В то же время Гомер отнюдь не женоненавистник, женскую красоту в «Илиаде» высоко ценят даже старики:

«Старцы, лишь только узрели

идущую к башне Елену,

Тихие между собой говорили

крылатые речи:

Нет, осуждать невозможно,

что Трои сыны и ахейцы

Брань за такую жену

и беды столь долгие терпят:

Истинно, вечным богиням

она красотою подобна!»

(«Илиада», 2, 156)

Прекрасные богини не прочь были наставить рога своим могущественным мужьям. Шумную историю о скандальном романе богини любви Афродиты с богом войны Ареем Гомер вкладывает в уста певца Демодока:

«...Пел Демодок вдохновенный

Песнь о прекраснокудрявой

Киприде и боге Арее:

Как их свидание первое

в доме владыки Гефеста

Было; как много истратив

богатых даров, опозорил

Ложе Гефеста Арей,

как открыл, наконец,

все Гефесту

Гелиос зоркий, любовное

их подстерегши свиданье».

Обманутый муж, бог-кузнец Гефест тоже не был простаком: он выковал ловушку-западню из невидимых даже взору бессмертных богов железных неразрывных проволок, повесил сети над ложем, разостлал их на полу и сделал вид, что уходит из дома.

«Зорко за ним наблюдая,

Арей златоуздный тогда же

Сведал, что в путь

свой Гефест, многославный

художник, пустился.

Сильной любовью

к прекрасновенчанной Киприде

влекомый,

В дом многославного бога

художника тайно вступил он.

В то время дома одна

сидела богиня. Арей, подошедши,

За руку взял и по имени

назвал ее и сказал ей:

«Милая, час благосклонен,

пойдем на роскошное ложе;

Муж твой Гефест далеко;

он на остров Лемнос

удалился...»

Так он сказал, и на ложе

охотно легла с ним Киприда.

Мало-помалу и он,

и она усыпились. Вдруг сети

Хитрой Гефеста работы,

упав, их схватили с такою

силой,

Что не было средства

ни встать им,

ни тронуться членом;

Скоро они убедились, что

бегство для них невозможно;

Скоро и сам, не свершив

половины пути,

возвратился в дом свой

Гефест многоумный, на обе

хромающий ноги».

(«Одиссея», 8, 266)

Дальнейший скандал в олимпийском доме вполне понятен. В нем приняли активное участие многие боги-олимпийцы. Нет сомнения, что романтическая история с Кипридой списана с аналогичных шумных скандалов в древнегреческих городах.

А как без них прожить

Итак, женщины – неверные, ветреные, лживые. Они постоянно раздражают мужей, которые порядком потратились, отдав за них отцу жены дорогие подарки – фактически купив их. Такой предельно негативный образ замужних женщин наиболее характерен для ранней поэмы Гомера – «Илиады».

Нет, неспроста так много внимания уделил Гомер скверному характеру Геры. Возможно, что кроется за этим личное отношение темпераментного эмоционального поэта к своей собственной сварливой жене – неласковой, коварной и опасной.

В более поздней «Одиссее» отношение автора к женщинам остается недоброжелательным, но в ней появляются совсем иные мотивы, характерные скорее всего для одинокого пожилого человека, брошенного женой и наблюдающего с неодобрением за поведением легкомысленного прекрасного пола.

Одинокий Гомер, видимо, маялся бессонницей, иначе не говорил бы он, что «сон – усладитель», «сон – благодать» и «несносно лежать на постели, глаз не смыкая».

(«Одиссея», 20, 52)

Гомер наставляет неопытного слушателя, предупреждая его о грозящих опасностях:

«Ты знаешь, как женщина

сердцем изменчива:

В новый вступая брак,

лишь для нового мужа она

Помышляет устроить дом;

но о детях от первого брака,

О прежнем муже не думает,

даже словом его не помянет!»

(«Одиссея», 15, 20)

«...Любовь же всегда

в заблуждение женщин

И самых невинных

своим поведением

вводит».

(«Одиссея», 15, 420)

Сын Одиссея Телемах – юноша, не имеющий жизненного опыта. Однако он тоже рассуждает, как старик. В случайном разговоре он легко подвергает сомнению нравственность даже собственной матери – Пенелопы, вроде бы безупречной в своем поведении:

«Мать уверяет, что сын я ему (Одиссею. – А.П.), но сам я не знаю: ведать

О том, кто отец наш, наверное, нам невозможно!»

(«Одиссея», 1, 210)

Даже мудрейшая Афина Паллада – и та полна скепсиса по отношению к женщинам, она наставляет Одиссея:

«Слишком доверчивым быть,

Одиссей, опасайся с женою,

Ей открывать простодушно

всего, что ты знаешь,

не должно;

Вверь ей одно, про себя

сохрани осторожно другое».

(«Одиссея» 11, 440)

Неспроста, ох неспроста рассказывают герои Гомера такие печальные «наглядные» истории. Похоже, что не был счастлив гениальный поэт в семейной жизни: жена ему попалась сварливая и неверная; возможно, что она ушла от Гомера, бросив детей.

В древних легендах говорится, что у поэта была дочь, на которой женился ученик и друг Гомера эпический поэт Креофил. Очевидно, Гомер очень любил свою дочь – и похоже, что он именно ее вывел в образе Навсикаи, юной дочери мудрого царя Алкиноя, очаровательной девушки, исполненной всех добродетелей. Он словно желает ей семейного счастья, когда говорит:

«О, да исполнят бессмертные

боги твои все желанья,

Давши супруга по сердцу тебе

с изобилием в доме,

С миром в семье! Несказанное

там водворяется счастье,

Где однодушно живут,

сохраняя домашний порядок,

Муж и жена, благомысленным

людям на радость, недобрым

Людям на зависть и горе,

себе на великую славу».

Плутарх рассказывает, что именно у потомков Креофила в Малой Азии древнегреческий законодатель Ликург, живший в VIII веке до н.э., нашел практически неизвестные поэмы Гомера, поразился их гениальности, тщательно переписал тексты и привез их в Грецию. Думается, что произведения Гомера носили и автобиографический характер: ведь иногда он говорит о себе, о своем отношении к описываемым событиям, а в песнях появляется драгоценное для исследователя местоимение «Я»!

Похоже, что жизнь преподнесла Гомеру суровые уроки семейной жизни, они крепко запали ему в память – и поэт в назидание потомству «спроектировал» их на ситуации, в которых действуют герои его произведений. Не имеет значения, кто они – юноши или старцы, цари или боги-олимпийцы... Все они созданы поэтическим гением основоположника мировой литературы. Поэтому они говорят его языком, выражают его мысли и чувства и, безусловно, рассказывают о жизненном опыте и семейных проблемах самого Гомера.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1919
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4565
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2482
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2844

Другие новости