15.06.2016 21:50:00

Ученые провозгласили Новую эру в астрономии

Гравитационные волны зафиксированы во второй раз

Тэги: астрономия, астрофизика, черная дыра, гравитационные волны

астрономия, астрофизика, черная дыра, гравитационные волны Графика Reuters

Ученые зафиксировали гравитационные волны (возмущения метрики пространства-времени) от еще одной пары столкнувшихся черных дыр. Об этом 15 июня объявили российские и американские астрофизики на синхронном пресс-брифинге Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга МГУ и Американского астрономического общества в Сан-Диего.

Ученые уверены: теперь официально можно говорить о начале Новой эры в астрономии. «Это великое событие. Гораздо более великое, чем мы можем себе представить», – заявили они.

Речь идет уже о второй фиксации гравитационных волн. Само событие произошло 26 декабря 2015-го. Около полугода ушло на уточнение, анализ и подтверждение данных. Как и в первый раз, волны были зарегистрированы двумя детекторами Лазерной интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории LIGО (Laser Interferometric Gravitational-Wave Observatory, США).

Напомним, впервые гравитационные волны были зарегистрированы 14 сентября 2015-го; объявили об этом 11 февраля 2016-го. Это стало доказательством предсказаний Эйнштейна о гравитационных волнах .

«В отличие от сигнала, зарегистрированного при первом детектировании гравитационных волн, который был ясно виден на фоне шума, второй сигнал был слабее и не просматривался в шуме явно. Однако ученым удалось его «отфильтровать» с помощью специальной методики, – поясняется в материалах физического факультета МГУ. – Физики пришли к выводу, что обнаруженные гравитационные волны опять были порождены двумя черными дырами, имеющими массы в 14 и 8 раз больше массы Солнца, в последние доли секунды их слияния с образованием одной, более массивной вращающейся черной дыры, масса которой в 21 раз превышает массу Солнца. В процессе слияния, которое произошло около 1,4 миллиарда лет назад, количество энергии, примерно эквивалентное одной солнечной массе, превратилось в гравитационные волны».

На пресс-брифинге обсуждались научные тонкости первого и второго открытия и говорилось об огромном вкладе российских ученых в исследования, посвященные гравитационным волнам. Также было сказано о пользе научного фантазирования, когда ученые пытаются вообразить, в какую сторону может повернуть наука. Иногда нужно играть в такие «глупости», ведь некоторые из, казалось бы, сумасшедших предположений потом подтверждаются.

Для справки:
Исследования осуществляются в рамках научной коллаборации LIGO (LSC – LIGO Scientific Collaboration) коллективом из более 1000 ученых из 15 стран, включая Россию. В числе российских ученых из коллаборации LIGO – сотрудники физического факультета МГУ: руководитель московской группы, профессор кафедры физики колебаний Валерий Митрофанов, профессора физического факультета Игорь Биленко, Сергей Вятчанин, Михаил Городецкий, Фарид Халили, Сергей Стрыгин, ассистент Леонид Прохоров. В разработке детекторов и анализе данных участвуют более 90 университетов и научно-исследовательских институтов. Существенный вклад также вносит участие около 250 студентов.

Владимир Степанов 23:11 15.06.2016

Отрадно, что истерзанная российская наука еще находит в себе силы достойно участвовать в фундаментальных исследованиях сверхвысокого уровня. Вот чем нужно гордиться и чему всемерно способствовать, как и космонавтике и физике высоких энергий. А не поддаваться на жалкие провокации подлых пигмеев, обливающих грязью наш спорт и болельщиков.

Альмина Лебедева 14:31 17.06.2016

Вероятно, что квантовый переход, предсказываемый многими людьми и даже племенами майя 21 декабря 2012 года, состоялся. Квантовое чудо Альмины Лебедевой 31 декабря 2012 - яркое подтверждение. Каким образом можно довести до научного центра вероятно предоставляющие ценность редкие фотографии-оригиналы?