0
1204
Газета Особая папка Интернет-версия

27.02.2001 00:00:00

Зрители есть, меценатов разыскивают

Тэги: театр, Казань, Кариев


НАЦИОНАЛЬНЫЙ татарский театр существовал еще за двадцать с лишним лет до своего рождения. Потребность в творчестве опередила организационную, административную активность. Первая татарская пьеса была написана в 1884 г. В последующие два десятилетия писались пьесы, появилась театральная критика, а театра все не было. Пьесы игрались в байских домах, в духовных училищах - медресе, школах, клубах. Это происходило в Казани и Уфе, Астрахани и Оренбурге, Челябинске и Троицке, во многих других городах.

И только 22 декабря 1906 г. в Казани был дан первый публичный спектакль на татарском языке. Эта дата считается днем рождения татарского стационарного театра вообще и днем рождения драматического театра, который работает в столице Татарии и носит сегодня имя писателя и драматурга Галиаскара Камала.

За свою почти 95-летнюю историю театр постоянно менялся, меняя и имена. В начале века существовало несколько татарских профессиональных театральных трупп, одна из самых известных называлась "Сайяр" ("Путешественник"). В 1918 г. она была преобразована в Первую советскую татарскую драматическую труппу, в 1920 г. получила название "Первый татарский показательный государственный театр". В 1926 г. театру было присвоено звание "академический", а с 1939-го он носит имя Галиаскара Камала. В репертуаре театра всегда было немало музыкальных спектаклей. Они создавались при участии основоположника татарской музыки, композитора Салиха Сайдашева. Можно сказать, что из этих спектаклей родился Татарский академический театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Даже первые профессиональные певцы и артисты балета вышли из коллектива драматического театра.

- Открытие театра в Казани стало толчком для возникновения и развития многих тюркоязычных театров, - говорит Марсель Салимжанов, главный режиссер Театра им. Г. Камала. - Правда, сейчас об этом не очень любят вспоминать. Узбеки, например, стали говорить, что их театр сформировался под влиянием восточного театра. А наш учитель - русский театр.

Основатель казанского театра Габдулла Кариев тогда, в начале века, возил своих актеров в Москву на спектакли Художественного театра - учиться. Эта традиция сохранялась и впоследствии: в 1945 г. на учебу в Москву отправилась из Казани большая труппа молодых актеров, которые образовали татарскую студию и в 1949-м вернулись домой работать.

- Как сказал один наш режиссер, - вспоминает Марсель Салимжанов, - в Москве, даже только читая афиши, уже можно многому научиться.

Формируя репертуар, Салимжанов отдает предпочтение современной татарской драматургии, ставит по три-четыре пьесы за сезон. "Я не говорю, что не надо ставить классику, - объясняет он. - И, конечно, далеко не все современные пьесы, которые мы ставим, - шедевры, но если не ставить современников, они перестанут писать. Нельзя допускать, чтобы этот очаг погас". Классику - и татарскую, и русскую, и мировую - Театр имени Г. Камала ставил всегда, ставит и сегодня. Конечно, в советские времена репертуар утверждался "наверху". И мытарства режиссера в связи с этим были такими же, как и у многих его коллег. Марсель Салимжанов руководит театром с 1966 г. и очень хорошо помнит, как это происходило.

- Самым постыдным для меня, просто убивающим, была приемка спектакля, - вспоминает Марсель Хакимович. - Тут представитель райкома, обкома и профсоюзы придут, и с шефствующего предприятия, и все "поправляют". Прицепились однажды к "Бесприданнице": "У вас в спектакле нет Ларисы!" И только тогда успокоились, когда актрису за эту роль наградили в Москве.

Но это еще сравнительно безобидная история. Были и хуже. В начале 70-х годов Марсель Салимжанов ставил пьесу "Три аршина земли" - в то время пытался заговорить о раскулачивании как о грандиозной ошибке. Главный герой пьесы, сын кулака, в отчаянии, не понимая, что происходит, сжигает село. Пьесу сняли, когда уже шли прогоны. "Что ты вздумал про кулаков ставить, - сказали Салимжанову. - Ставь про нефтяников, про камазовцев!" Он же попытался - про конокрада, но не обычного, а этакого татарского Дата Туташхиа, защитника справедливости. Тот никак не мог понять революцию, говорил: "Дайте мне одного красного и одного белого, пусть объяснят, за что воюют", а получив наконец объяснения, решил: "Красный хорошо говорит, но этого никогда не будет". Разумеется, пьесу сняли, задав сакраментальный вопрос: "Зачем о конокрадах ставишь?" Но это все - история. Сегодня у театра другая проблема, опять же общая для очень многих театров России.

- Очень низка культура восприятия театра, - говорит Марсель Хакимович. - Клиповая культура все захлестнула, а с телевидением и радио очень трудно бороться, они могут "раскрутить" кого угодно. "Красота спасет мир", "Классика выживет и вернется" - это все красивые слова. А кто ее, классику, "раскручивает", кто ее подпитывает?

Марсель Салимжанов - профессор, преподает на театральном факультете Казанской государственной академии культуры и искусств, вот уже сорок лет принимает вступительные экзамены. Сегодня, как он говорит, ему стало стыдно их принимать - настолько низок стал уровень подготовки абитуриентов:

- Не могут назвать трех татарских композиторов и пять писателей! Когда набираю курс, даю им список - семьдесят русских книг, шестьдесят татарских: прочитайте, это необходимо, чтобы быть культурными людьми. И как же они не хотят читать! Но ведь это их отношение тоже можно понять. Они же видят, что такое сейчас артист: заслуженный артист получает 600 рублей. И в то же время к нам приходят околотеатральные люди, бизнесмены, у которых все в порядке...

Если бы еще эти "околотеатральные люди" были меценатами... Где там! Бывает, как говорит Марсель Хакимович, разовая помощь, но не более того. Главный режиссер сам нашел недавно организацию, которая была готова помочь театру, но хотела бы получить за это некоторые налоговые льготы, а их не дали.

- Раньше на гастроли давали план, - вспоминает Марсель Салимжанов. - Скажем, едем в Уфу, надо дать 50 спектаклей, а мы даем 70, из лишнего сбора средства идут на поощрение труппы. Сейчас таких планов не дают, но если театр привозит много денег, дотацию снижают. Стимулы потеряны, стало невыгодно хорошо работать.

Разговор о состоянии отечественной культуры получился традиционно невеселым. Недавно главный режиссер вместе с директором театра были в одном из районов Татарстана, разговаривали там с сельской библиотекаршей. Раньше, вспоминала библиотекарша, в деревнях читали пьесы! Теперь не то чтобы драматургию читать, вообще выдача книг в библиотеках упала в десять раз. В 1983 г. Театр имени Камала гастролировал в Москве, на мхатовской сцене. Марсель Хакимович вспоминает, что тогда за два квартала от МХАТа люди стояли с плакатами "Куплю билеты на татарский театр". "Теперь уже не то", - говорит Салимжанов. "С каждым новым сезоном работать становится все сложнее, возникают новые организационные проблемы. Радует нас то, что, несмотря ни на что, Театр имени Камала в течение ряда десятилетий входит в десятку самых посещаемых театров России".

Казань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1366
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3569
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2020
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2301

Другие новости