0
4010
Газета Стиль жизни Интернет-версия

02.04.2003 00:00:00

Запрещенные песенки

Арнольд Волынцев

Об авторе: Арнольд Валентинович Волынцев - журналист, режиссер, бард.

Тэги: новосибирск, фестиваль, бард, песня, музыка


В тот мартовский день 1968 года в одной из обычных очередей на посадку во внуковском аэропорту невольно бросалась в глаза характерная деталь: у некоторых пассажиров в руках были гитары, заботливо уложенные в чехлы. Барды летели в Новосибирск на свой первый национальный фестиваль. Их сопровождали журналисты, получившие задание осветить мероприятие. У меня было устное поручение радиостанции "Юность" и официальная командировка от журнала "Ровесник".

Подписывая мне командировочное удостоверение, главный редактор, ныне покойный Герман Михайлович Кашоян, сказал:

- Мне этот фестиваль с политической точки зрения кажется сомнительным. Поэтому официальное тебе задание - привезти материал о тамошнем клубе интернациональной дружбы. Но на концерты ходи - может, что-нибудь опубликуем...

Не успели мы, прилетев, разместиться в гостинице "Золотая долина", как нас пригласили в кафе "Под интегралом" на предварительное выступление. А на следующий день было торжественное открытие. Выступил Сергей Чесноков - в то время президент недавно созданной Федерации авторской песни. Потом были зачитаны поздравительные телеграммы от Булата Окуджавы и Новеллы Матвеевой.

Но фурор произвели выступления Галича. "Я пережил свой звездный час", - вспоминал позже Александр Аркадьевич. Его сатирические новеллы зрители выслушивали стоя. А если кто-то не вставал, то было ясно, что это за человек. Официально записывать не разрешалось, но подпольно певец-актер был увековечен на десятках магнитофонов, и эти записи стали кочевать по стране. Именно в Новосибирске были сняты единственные в нашей стране кинокадры с его участием.

Впрочем, горячие аплодисменты выпали не только на долю Галича.

Открытием фестиваля оказался Александр Дольский, в то время студент Уральского политехнического института. Успех в Новосибирске стал поворотным моментом в его судьбе. Через несколько лет он переехал из Свердловска в Ленинград, стал профессиональным артистом.

Ленинград представлял на фестивале Юрий Кукин. Его приветствие и выступление встретили с энтузиазмом, а песня "Город" была признана лучшей среди посвященных Новосибирску ("Странные люди наполнили этот город - мысли у них поперек и слова поперек").

Помимо концертов шли теоретические семинары. На одном из них кто-то задал Галичу вопрос: "Правомерно ли из конкретных трагических историй и судеб, которые легли в основу ваших песен, делать социальные обобщения?" Александр Аркадьевич ответил: "Много лет назад в Италии несправедливо засудили мельника. И с тех пор каждое заседание суда в Риме начинается словами: "Давайте вспомним мельника".

Пять фестивальных дней пролетели незаметно. Барды вернулись к своим обычным делам и стали забывать о недавнем слете. Но, как выяснилось, о нас не забыли. Вскоре после окончания фестиваля в газете "Вечерний Новосибирск" появилась статья "Песня - тоже оружие". Ее автор Николай Мейсак утверждал, что фестиваль оказался антисоветским мероприятием. В статье и последовавших за ней кулуарных беседах больше всего цитировался, естественно, Галич. Но не только он. Досталось Владимиру Бережкову (как это понимать: "Я ничего не вижу, да я и видеть не хочу"?). Упоминался Сергей Чесноков с народной песней о еврейском колхозе (как это совместить с пролетарским интернационализмом?). Посыпались донесения и телефонные звонки. В результате активные московские участники фестиваля были вызваны в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС, хотя никто из нас коммунистом не был.

Придя в здание на Новой площади, я был удивлен осведомленностью следователя - женщины довольно пожилого возраста. Она знала все песни, звучавшие в Новосибирске, знала, что я открывал фестиваль своей песней-приветствием. Более того, на столе у нее лежали ксерокопии нескольких моих публикаций, в том числе статьи "Современные менестрели" из журнала "Soviet life", издававшегося на английском языке для американских читателей.

Со стороны наш разговор выглядел, наверное, странным, а может быть, даже глупым. Как мне стало ясно потом, следователь хотела выяснить что-то очень конкретное (не причастно ли, скажем, к организации фестиваля ЦРУ). А я отвечал бесхитростно, не думая о подтексте вопросов: "Авторскую песню очень люблю. В честности Галича не сомневаюсь. Вас послушать, так и Аркадий Райкин не нужен..."

В шестидесятые годы бытовал такой анекдот. Перевели на английский язык песню "На закате ходит парень", где есть строчка "И кто его знает, чего он моргает?". Потом перевели с английского на русский. В результате фраза стала звучать: "А что у него с глазом?".

Нечто подобное произошло с моей статьей. Я привел в ней текст известной песни Юлия Кима: "Фантастика - романтика, наверно, в этом виновата; Антарктика, Атлантика зовут, зовут ребят куда-то". В результате двойного перевода, который лежал на столе перед следователем, эта фраза стала звучать как призыв покинуть страну.

Но больше всего блюстительницу партийной нравственности удивлял факт моего пристального внимания к движению авторской песни, когда "есть другие темы, достойные журнального творчества". Мы так и не нашли общего языка, и на следующий день на Новую площадь отправился главный редактор журнала "Ровесник".

Результатом подобных вызовов стала докладная записка на имя Генерального секретаря. Нетрудно догадаться, что барды в ней характеризовались не лучшим образом. Я был назван "психически неполноценным человеком". Прочитав донос, Брежнев наложил резолюцию: "Прошу обсудить на секретариате ЦК".

Обсуждение состоялось, и рекомендации секретариата начали выполняться. Клуб "Под интегралом" был закрыт. Александр Галич в конце концов вынужден был покинуть Родину. Из журнального обихода на какое-то время исчезли слова "бард" и "менестрель", вместо них появилось расплывчатое понятие "самодеятельная песня". На воспоминания о новосибирском фестивале наложили табу, документальные свидетельства уничтожили. Позже, в 90-е годы, были обнаружены негативы некоторых выступлений и новосибирская студия кинохроники создала фильм "Запрещенные песенки".

Рекомендации секретариата касались не только авторской песни. В Москве перестали проводиться фестивали джаза, со сцен театров исчезли некоторые интересные спектакли. Шло завинчивание гаек...

В последующие годы, бывая в Новосибирске, я слышал о фестивале умильные сказки. А это было реальное мероприятие со своими трудностями и крупное социально-художественное событие, о котором не следует забывать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
223
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
270
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
232
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
196

Другие новости