0
2000
Газета Стиль жизни Интернет-версия

10.11.2008 00:00:00

Поделись добычей с беркутом

Тэги: киргизия, охота, беркут


киргизия, охота, беркут Сокол любит уважение.

Крики болельщиков, клекот птиц и топот копыт разносились по одному из ущелий неподалеку от киргизской жемчужины – озера Иссык-Куль. Здесь, в селе Бокомбаево, что на южном берегу озера, проходил традиционный фестиваль национальной охоты – «Салбурун».

Без пороха и железа на охоту – все по старинке. Поймать зайца можно с помощью ловчих птиц, а защитить отару овец от хищников – с помощью собак. На фестивале собрались лучшие беркутчи и тайганчи – так здесь называют охотников с беркутами и собаками породы тайган.

Кстати, тайган считается национальной киргизской породой. Еще несколько лет назад в стране оставалось всего лишь пять чистокровных представителей этой породы, сейчас от 20 до 50. Тайганы – национальная гордость, их владельцы могут часами с упоением рассказывать о том, как их любимцы бесстрашно выходили один на один с волком или бежали по горам со скоростью «не менее 50 километров в час». Точную стоимость щенка владельцы назвать не смогли, но напомнили, что «в, а сейчас┘ Ну, наверное, две иномарки стоит точно».


Прежде чем отпустить птицу, охотник долго слушает тишину.

Молчаливы и сдержанны ловчие, глядя на них, понимаешь – верно мнение: мы становимся похожи на тех, с кем долго находимся рядом. Серьезные беркуты на руках таких же серьезных охотников. «Птица любит уважение», – рассказывают беркутчи. Их фразы коротки и отрывисты. «Добычу с беркутом надо делить поровну, 50 на 50 – иначе обидится. Весит он около шести килограммов. При хорошем уходе проживет до 100 лет», – делится со мной один из охотников. И вновь замолкает. Горы не любят суеты и многословия. Да и охота – такое занятие, в котором преуспеть можно, только если смотришь, помалкиваешь. Глаз, замечает в ответ на мои умствования старый ловчий, должен быть острым, а слух – тонким. Все это развивается только в тишине. Да и птицы ее требуют. Так что – помолчим.

Лучший способ доказать, что именно твоя собака или птица – самая лучшая, это соревнования. В них птицы одна за другой пикируют на бегущего по полю кролика. Не все попадают, некоторые ястребы и беркуты летают над полем┘ хозяева бегают за ними, пытаясь поймать. Одна из птиц спикировала на фотографа и когтями поранила ему лицо. Никто при этом претензий хозяину хищника не предъявил: издержки – они есть в любых состязаниях. Зато какой азарт испытываешь, наблюдая за птичьей борьбой, впору ставки делать. Впрочем, их и делают. Так что охота – не только удовольствие, но и способ заработать или, наоборот, проиграть, тут уж как птица упадет.

С тайганами получилось не слишком удачно. В травле волка участвовали несколько десятков собак – большинство просто побоялись выйти на ощетинившегося хищника, привязанного проволокой к пудовой гире («чтобы не сбежал» – объяснили организаторы). Нескольких волк покусал – полосы крови на белоснежном боку одной из собак заметны издалека. Бывалые охотники не удивились – «только чистокровка не боится волка, а их почти не осталось».

Загнанный волк хрипел, собаки вокруг рычали (тайганы вообще не лают), и лишь несколько из них рискнули выйти и двинулись на хищника. Толпа местных жителей ликовала, неподалеку плакала англичанка. «Как это жестоко!» – повторяла она.


Лучший способ доказать свое превосходство – состязание.
Фото автора

«Ничего страшного┘ это не проявление дикости или садизма, – прокомментировали эту картинку представители госкомитета по туризму, – это национальная традиция. Мало кого шокирует коррида! В Европе еще практикуется охота на лис, оленей. «Тайган салуу» (охота с киргизской борзой) – это национальный обычай┘ к тому же волк остался жив».

Что здесь добавишь? Пожалуй, нечего. Такая вот национальная забава – травить волка и загонять зайца. Кому-то не нравится, а для кого-то это еще и память предков.

Совсем недавно в Киргизии начали возрождать искусство стрельбы из лука. Группа реконструкторов европейского оружия и доспехов существует здесь уже более пяти лет, но национальные традиции восстановить непросто, необходимо время. «Кыргызы – кочевой народ, но мы уже 200 лет не стреляли из лука┘ надо вспоминать наше прошлое┘ иначе у нас нет будущего», – говорил один из участников фестиваля, держа в руке лук, изготовленный из рога горного барана.

«Салбурун» – не просто очередной фестиваль, где люди ходят в старинных национальных одеждах. Его цель – не только развлечь зрителей, но и дать участникам возможность посоревноваться, доказать свое превосходство. По словам участника фестиваля Алмаза Акунова, «житель Киргизии, приехавший в другую страну, мало чем может похвастаться┘ Белоснежные горы, чистейшая вода, красивейшие озера – все это заслуживает уважения и восторга, но сделали это не мы. А вот охота – древний обычай, демонстрирующий бесстрашие человека, его ловкость и умение обращаться с животными и птицами. Этим можно гордиться, об этом можно вспоминать, рассказывая о нашей стране».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1578
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
776
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3994
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3094

Другие новости