0
4224
Газета Стиль жизни Интернет-версия

16.09.2011 00:00:00

Енот без страха и упрека

Анна Бродски-Кротти

Об авторе: Анна Бродски-Кротти - литературовед, профессор Университета имени Вашингтона и Ли в Лексингтоне.

Тэги: закон, животные


закон, животные Еноты предпочитают жить рядом с людьми – удобств много, беспокойств мало.
Фото с сайта www.planetgreen.com

«Ключи не нужны, так как ни одну из дверей я не запираю. Можешь спокойно остановиться у меня. Жаль только, что меня в день, когда ты приедешь, не будет». Мой приятель только что купил небольшой и сильно запущенный домик под Вашингтоном и начал его перестраивать. Нельзя сказать, что это было так уж заманчиво: жутковато ночевать в незапирающемся доме, где вдобавок совсем недавно умерли старые владельцы. Но не ехать же трусливо в отель. Так что в конце прекрасного дня, проведенного в американской столице, я села в машину и поехала в неблизкое предместье.

Без приключений (так как взяла с собой фонарик) нашла тропинку, ведущую к дому, скрытому от дороги высокими елями. Едва не споткнувшись о косые ступеньки террасы, толкнула незапертую дверь. Дом еще хранил следы жизни бывших хозяев. Меланхолично синели обои в старушечий цветочек – невинный образ безоблачного счастья времен 1950-х. Я обошла комнаты, плотно закрыла дверь в бывшую спальню старой хозяйки и, постелив себе на диване, решила почитать на сон грядущий. Верхний свет был мертвенно тускл, а торшер включиться отказался. Вооружившим фонариком, я открыла роман под названием «Эфи Брист» немецкого писателя XIX века Теодора Фонтаны. Выбор книги в данных обстоятельствах оказался неудачным: реалистическому роману по типу Анны Карениной как-то удалось ужиться с фантастической темой привидений в духе сказок Гофмана – старый муж прелестной, но неверной Эфи поселяет ее нарочно, чтобы запугать, в доме, где живет призрак какого-то китайца. И меня, и моего фонарика хватило ненадолго.

Проснулась я от какого-то постукивания, которое делалось все громче и настойчивее. Звук шел, как мне показалось, из бывшей спальни. Я прислушалась, стараясь понять природу этого стука, и тут стук перешел в отвратительное царапанье и скрежет. («Китаец!» – прошептала Ефи. «Старуха», – закричал Герман.) Я вскочила, в момент покидала свои вещи в рюкзак и бросилась из дома, несмотря на предрассветный час.

Узнав о моем позорном бегстве, приятель мог только смеяться. Однако в первую же ночь после своего возвращения он тоже услышал в доме постукивание и скрежет. Но в отличие от меня решил посмотреть. И то, что он увидел, испугало бы меня не меньше привидения. В гостиной на шкафу под самым потолком, вцепившись в дверцу шкафа, сидел огромный енот с черной мордой и пушистым полосатым хвостом.

Дома – в маленьком университетском городке в штате Вирджиния – я люблю пить утренний кофе на задней терраске. И очень часто делаю это в компании неприветливого кролика, который сидит обычно в двух шагах от меня и смотрит на меня волком. Ни он, ни его многочисленные родственники, которые живут поблизости, меня совершенно не боятся. Не боятся меня и белохвостые североамериканские олени, которые давно уже вышли из леса и пасутся на газонах по всему городу. Если замахать на них руками, эти крупные красивые животные только поведут ушами да подернут пушистым хвостом. Их в Америке 20 млн., и они, как, впрочем, и еноты и кролики, отлично разбираются в юридической ситуации и защищающем их законодательстве. Одиннадцать месяцев в году на оленей охотиться запрещено, а в охотничий сезон можно пользоваться только тем ружьем, которое заряжается тремя пулями, то есть никаких там автоматов или гранатометов – это оружие предназначено для совершенно другой породы.


Белохвостые олени давно чувствуют себя в городах как дома.
Фото Reuters

У енотов особенно много прав и, надо отметить, никаких обязанностей. Енот может поселиться у вас на чердаке, где он будет прогрызать обшивку стен и провода. Или может устроить себе уютное гнездышко в вашем дымоходе. Или каждый день навещать вашу кладовку, красть еду у вашей собаки, терроризировать вашу кошку или просто беззаботно гадить в бассейн. И закон чаще всего запрещает не только убить его, но и даже поймать его в специальную клетку-ловушку. Потому что, поймав енота, вам захочется увезти его, как мальчика с пальчик, подальше в лес и там оставить. А это строжайше запрещено – у енота на вашем чердаке или в вашей трубе могли остаться дети, а лишить их матери... Нужны ли тут объяснения. В последнее время еноты предпочитают жить с людьми – беспокойств мало, а удобств много: над головой буквально есть крыша, зимой тепло, еда разнообразная. Так что еноты, зная свою выгоду, редко нападают на людей, только когда болеют бешенством.

Олени и кролики пока на людей не кидаются, а вот один агрессивный козел недавно убил человека. Это событие взволновало американскую общественность и СМИ, вплоть до New York Times. Все-таки если человек убил козу – это в порядке вещей, но коза, набросившаяся на человека, – это уже из ряда вон, тут есть о чем подумать. Нападение произошло в лесном заповеднике в штате Вашингтон. Дикий козел проколол ногу туриста и стоял над ним, не подпускал к нему людей, пока несчастный не истек кровью. «Он погиб, как герой», – сказала одна из свидетельниц трагедии. В жестокие 1930-е годы коз в заповедник завезли из Гималаев, чтобы на них охотиться, не отъезжая далеко от дома. Теперь охота на коз запрещена, коз развелось великое множество, и они, как и другие животные в Северной Америке, совершенно отбросили пугливость и перешли к агрессии – свято место пусто не бывает. И для себя козы правы, конечно. Организации по защите прав животных не позволяют причинять им вреда, даже когда они разрушают зеленые склоны заповедника. Так что время от времени за козами прилетает вертолет и их переправляют на другие, еще не вытоптанные луга.

Мораль же тут вот какая: границы между миром потусторонним и нашим еще крепки, а вот между нами и природой барьеры пошатнулись. Несмотря на кажущуюся покладистость, человек, перебив хищников, перетасовав породы и изменив климат, взял на себя роль Творца. А Бог в представлении американцев не только казнит и милует, но и дает своим созданиям неоспоримые и нерушимые права, как то: право на свободу и жизнь. «Мы исходим из самоочевидной истины, что все люди... наделены их Творцом определенными и неотчуждаемыми правами». Это слова Декларации независимости, и их знает каждый американец. Так что, заняв позицию Бога, американцу пришлось дать лесным тварям, попавшим в сферу его ответственности, кое-какие нерушимые права. Дикие животные без особой борьбы получили права на жизнь, свободу и на право быть убитым (если уж человеку приспичит так поступить) наименее жестоким образом. А получили ли они, встает вопрос, права иметь собственность, права на свободу совести и печати. На этот вопрос ответа пока нет за отсутствием достаточной информации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
711
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
937
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
768
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
625

Другие новости