0
5850
Газета Стиль жизни Интернет-версия

28.06.2013 00:01:00

Витамин D и финское лето

Светлана Синиранта

Об авторе: Светлана Владимировна Синиранта – журналист.

Тэги: Хельсинки, ресторан, барахолка


Хельсинки, ресторан, барахолка

За год количество уличных ресторанов выросло в 20 раз.
Фото с официальной страницы фестиваля в социальной сети Facebook

Надо признать, что для коренного москвича город Хельсинки выглядит весьма провинциально. Музеи и театры можно сосчитать по пальцам, историческая часть города заканчивается, не успев начаться, и в плохую зимнюю погоду я совершенно теряюсь, куда вести туристов, приехавших в столицу Финляндии первый раз. Другое дело лето. Лето здесь празднуют. После полярной, темной, отнимающей все силы и витамин D зимы финны с отчаянной радостью надевают в +15 градусов короткие шорты и рассаживаются на газоны со своими корзинами для пикника и свежими выпусками журналов мод. Еще десяток лет назад этим и ограничивалась культурная жизнь молодежи, но сейчас все совершенно, совершенно изменилось. 
Город охватила волна приключений. Активная молодежь решила взять все в свои руки, и Хельсинки расцвел событиями и новоприобретенными традициями. В 2004 году синхронно с Пикником афиши, ставшим ныне главным московским музыкальным событием года, здесь открывается музыкальный фестиваль Flow, который также набрал обороты и собирает толпы любителей музыки на три дня в районе Сувилахти, до этого использовавшемся как портовая зона. А в 2008 году на полном энтузиазме возникает молодежное движение под названием We Love Helsinki, философией которого становится активное изменение уличного пространства столицы, создание событий, вызывающих в городскую среду множество людей, занятых в одном общем деле.
Так, весной 2011 года родился проект «День ресторана», знаменитый теперь по всему миру, но появившийся в парках скандинавского города у моря. Смысл его заключается в том, что любой среднестатистический человек на один день может превратиться из усталого клерка во владельца собственного ресторана. Дело за малым. Нужно зарегистрировать на нужном сайте свою тратторию, чебуречную или шашлычную, это уж кому как захочется. Затем выбрать подходящее для приема гостей место, будь то парк через дорогу, берег моря или собственная однокомнатная квартира с едой на вынос, это опять-таки решать вам. И приступать к готовке! Надо сказать, что горожанам так понравилась эта идея, что за один год количество уличных ресторанов выросло в 20 раз! Проводившийся этой весной День ресторана захватил уже и Москву, а вместе с ней более 100 городов по всему миру. 
Мы с мужем, собственно, тоже не смогли устоять от притягательного предложения устроить полевую кухню и, надо сказать, советуем всем ощутить себя в роли участников городского праздника, ведь именно таковым он в результате и оказался. Люди высыпают на улицы с картами, на которых значатся названия разбросанных по переулкам ресторанов. Здесь на углу продают вегетарианские хот-доги, а через квартал накрывают праздничный грузинский стол, а самая длинная очередь выстроилась во дворе многоквартирного дома, где с третьего этажа спускают корзину с едой-сюрпризом. Кладешь в корзину установленную плату и с замиранием сердца ждешь, что же спустится сверху: сэндвич с курицей, завернутый в хрустящую бумагу, или сладкий кекс с черникой, облитый чуть застывшим ванильным соусом. 
market
Для многих жителей участие
в блошином рынке – повод весело
провести время.
Наш ресторан, конечно, предлагал посетителям русскую кухню с борщом и блинами и уже через пару часов оказался без еды. Таз оливье, четыре пятилитровые кастрюли борща и горы оладушек таяли на глазах, а очередь все не кончалась. Как мы узнали потом, такая же беда настигла почти все рестораны города – голодных желудков, желающих поучаствовать в городском событии, оказалось на порядок больше, чем рестораторы ожидали. Это был безоговорочный успех. А также победа в культурной жизни города, когда обычный день удалось преобразовать в ежегодный фестиваль уличной еды. Теперь День ресторана проводится в Хельсинки четыре раза в год и все так же удивляет новыми находками и решениями.
На этом город у моря и не подумал остановиться. В мае 2012 года в Хельсинки первый раз проводился Siivouspеivе, или День уборки. Теперь на улицы города призваны люди, которые уже давным-давно хотели очистить от лишних вещей свои чердаки. Чердаки здесь, кстати говоря, активно используются именно для этого, там обычно хранятся коробки, предназначенные для блошиных рынков, а блошиные рынки – это особая страница в жизни финнов, они здесь жутко посещаемы и популярны. Никто не брезгует приобретением уже ношенного когда-то платья, а особенно детских ботинок или трико. Наверное, это сказывается финское неравнодушие к окружающей среде с их аккуратным раздельным мусором и подозрительным отношением к большим корпорациям, которые вредят не только природе выбросами продуктов отхода производства, но создают и экономический вред для малого бизнеса в среде рынка, перенасыщенного недостаточно качественными товарами. Они верят в свои национальные бренды и поэтому бережно хранят, а потом с радостью покупают на блошином рынке стаканы 60-х годов или виниловые пластинки с поскрипывающим танго. Обычно стол на блошином рынке нужно зарезервировать и оплатить аренду в районе 30 евро за день, но День уборки предлагает в пользование горожан совершенно безвозмездно любой сквер, двор или парк. Система, весьма схожая с Днем ресторана. Необходимо зарегистрироваться на нужном сайте, выбрать место и рассказать, что ты предлагаешь для продажи – детские комбинезоны или залежавшиеся книжки и диски с музыкой или, в конце концов, 20 пар обуви, которую ты сгоряча купила на какой-нибудь распродаже и уже давно отчаялась отдать их сестре или племяннице. 
things
Старые и залежавшиеся вещи
часто отдают бесплатно.
Ну что сказать, горожане вновь не подвели организаторов. Хельсинки приобрел новый Блошиный фестиваль. Люди встречаются на улицах, объединенные одной целью, отдают за смешные цены свои потертые джинсы или вовсе дарят их, только бы отделаться, и одновременно с горящими глазами скупают черно-белые плакаты Мэрилин Монро у соседей. С большой радостью к празднику присоединяются молодые музыканты, которые играют свои песни на импровизированных сценах, а также театры, которые распродают протертые молью костюмы волшебниц и принцесс. Так и происходит обмен вещей в природе. Они спускаются с пыльного чердака, чтоб найти нового влюбленного в них хозяина – и все рады, и всем праздник.
We Love Helsinki продолжает свою работу, планируя все больше и больше городских фестивалей, привлекая людей взять город в свои руки и испытать границы его возможностей. «Город наш, мы сами создаем его», – говорит улыбающийся со страниц журнала Тимо Сантала, один из главных идейных вдохновителей проекта. И он прав, ведь все эти события были бы невозможны без участия жителей, их энтузиазма и готовности быть причастными к перемене провинциальной финской столицы в более европейский город, со своими традициями, новыми достопримечательностями и аттракционами. Следующий День ресторана состоится 18 августа, а День уборки – 31 августа, не упустите возможность принять участие. 

Хельсинки

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1044
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
1872
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
1260
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
1259

Другие новости