0
4418
Газета Стиль жизни Интернет-версия

17.12.2013 00:01:00

Щас спою!

Юрий Соломонов

Об авторе: Юрий Борисович Соломонов – ответственный редактор приложения «НГ-сценарии».

Тэги: ссср, стиль жизни, общество


ссср, стиль жизни, общество Помнят ли они теперь, о чем когда-то пели вдохновенно?.. Фото © РИА Новости

В детстве у меня совсем не было музыкального слуха. Это очень расстраивало мою маму, которая купила радиолу не только потому, что любила Чайковского. Она верила, что, если я буду слушать «Времена года», слух обязательно придет.
А тут еще, на мою беду, в поселке открыли музыкальную школу, ее директором стал Василий Васильевич, наш сосед, с которым я часто ходил на рыбалку. Мама не преминула этим воспользоваться и отправила меня на вступительное испытание.
– Спой что-нибудь, – попросил Василий Васильевич, присаживаясь к пианино.
Я набрал в грудь побольше воздуха и не то чтобы спел, а скорее начал с особым чувством рассказывать свою любимую: «Мы – красные кавалер-р-ристы, и про нас былинники речистые ведут рассказ!..»
На втором куплете мне показалось, что Василий Васильевич мне не аккомпанирует. Но я вдруг вспомнил, что по национальности он был цыган, и, наверное, моя песня, в которой присутствовали лошади, заставила его забыть все на свете. На следующем куплете он вообще закрыл пианино, а я, не ведая, что исполняю  a cappella, довел повествование до конца.
Его оценка моего дара была исполнена дружеского сочувствия:
– Слушай, давай завтра в затон сплаваем, там, говорят, окунь на голые крючки клюет.
Так музыкалка прошла мимо меня. Но «красных кавалеристов» до сих пор исполняю. Сам себе. Утром. В душе. А чем хуже знаменитый «Левый марш», который тоже периодически всплывает в моей музыкальной памяти?
«Заводы, вставайте! Шеренги смыкайте!» – пел с друзьями герой великого фильма Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин». Это же там есть странный и пронзительный эпизод: на трамвайной платформе по провинциальному городку проплывает духовой оркестр 30-х годов, и звучит тот самый марш немецких коммунистов. Но почему именно немецких? «Режиссер А. Герман не случайно предложил этот марш в столь комичном и нелепом исполнении – это киногротеск, – пишет в своем блоге один тонкий знаток. – Где-то в захолустном нищем Унчанске люди, живущие за пределами здравого рассудка, по команде партийно-идеологического начальства должны были откликнуться сердцем на звуки этого марша. Маразм крепчал!»
Крепчал скорее советский режим. Дело в том, что в фильме есть своя, вынужденная, недосказанность. В ту пору в СССР появилось много немецких коммунистов, бежавших после 1933 года из Германии в СССР. Потом кого-то из них сгубит ГУЛАГ, а кого-то после пакта Молотова–Риббентропа вышлют обратно в нацистскую Германию. Какой уж тут «киногротеск».
А светловская «Гренада» – может, это тоже шутя? Да нет, на полном серьезе – о мировой революции, о юношеской мечте попасть в Испанию, чтобы отнять там у богачей землю и раздать ее крестьянам. Троцкизм чистейшей воды. А как пел эту песню не очень голосистый автор музыки Виктор Берковский – мороз по коже. Или вот, из поэмы Владимира Луговского: «У статуи Родена мы пили спирт-сырец – художник, два чекиста и я, полумертвец». А дальше просто гимн счастью: «Чекисты пили истово, кожанками шурша, кипела у художника широкая душа». Но и это еще не все, касательно чекистов...
Пойдут они по улице, зайдут
     в старинный дом.
Там до утра потрудятся
    и выйдут вшестером.
И впереди старик пойдет –
    полковник с бородой,
Потом два пана, а потом
    поручик молодой.
Тяжелая работа. Нелегкая
     судьба.
Полночные аресты, полночная
     пальба.
Почему в нас попадают и остаются там надолго, а порой и навсегда эти волнующие слова и мелодии? Почему мы забываем, когда и по какому поводу они создавались, что воспевали, какие струны тревожили в людях тогда и почему вдруг озвучиваются нами сегодня, когда жизнь так изменилась?
Ответ банален. Потому, что это литература и искусство. Со всеми присущими им и многократно описанными возможностями, функциями, чарами. Думаю, что захват власти большевиками в 1917 году был событием весьма прозаическим, если не сказать – бытовым. Это проглядывает даже у Джона Рида в «Десяти днях, которые потрясли мир». Но надо отдать должное большевикам: они осознали, как сейчас было бы отмечено, слабость пиара своего госпереворота. И поняли – содеянное может стать Великой революцией, если его романтизировать, придать ему характер героической драмы, исторического слома старого мира и торжества нового.
У нас не надо никому доказывать роль литературы и искусства в историческом деле по романтизации, идеализации и укреплению советского строя. В этой работе участвовали талантливейшие люди. Их имена известны, искренность, с которой трудились многие из них, не вызывает сомнений. А если за дело брались талантливые, они создавали художественную версию реальности настолько убедительно, что сами начинали в ней жить.
А что же сейчас? Можно ли романтизировать или героизировать сегодняшнюю реальность, если убрать за скобки всех «ментов», «глухарей», «следаков», «гончих» и прочее милицейско-спецназовское «мыло», которым залиты все телеканалы? Когда-то Александр Блок, как известно, откликнувшийся на 1917 год поэмой «Двенадцать», заметил, что на свете нет ничего такого, о чем нельзя сложить песню. Мне почему-то кажется, что сегодня он бы промолчал.
...На исходе советской власти мне, журналисту молодежной газеты, довелось жить в доме, где моими соседями были ответственные комсомольские работники. И я буквально из окна видел по вечерам эту смену эпох. К дому вместо привычных черных «Волг» все чаще и чаще стали подъезжать «Тойоты» и «Вольво». Но из них выходили все те же знакомые лица. Только в иных одеждах, с иными кейсами и пакетами. Но все такие же бодрые, собранные и улыбчивые. Они тогда еще не знали, что такое тренд, но они в нем уже были. Потому что их теперь волновали не планы идеологического воспитания и не организация ленинского зачета, а советы директоров приватизируемых предприятий, формы кредитования в банках, поиски партнеров и происки конкурентов. Тогда многих удивляло, почему именно эти люди, вроде бы такие идейно убежденные, правоверные, поддерживающие «линию партии», – первыми оказались на стороне того самого капитализма, о коварстве которого годами не уставали рассказывать рядовым комсомольцам?
Лично я не удивлялся. У меня уже тогда была на памяти история о том, как знаменитый журналист «Комсомольской правды» Валерий Аграновский поехал в командировку по читательской жалобе, расследовать которую отказывались все отделы редакции. Это было письмо о том, что секретарь комитета комсомола одного провинциального предприятия – взяточник. Логика тех, кто считал такую командировку напрасной, была неотразима: доказывать факт взятки должны правоохранительные органы, а поехать и написать, что взятки брать нехорошо, – это не для серьезной газеты. Но Аграновский поехал. И написал удивительный очерк. О человеке, который в застойное время работал в комсомоле, организации, уже не имевшей никакого реального влияния на молодежь и лишь имитирующей бурную деятельность. Автора интересовал только один вопрос: какими талантами и возможностями должен обладать герой, чтобы при своей никчемной должности комсомольского вожака обрести славу человека, способного помочь другим в решении самых разных жизненно важных вопросов?
Из этого повествования вольно или невольно выходило, что комсомол при всех издержках и пороках для энергичных людей действительно был школой жизни. Он учил делать карьеру, общаться с людьми, заводить нужные связи, искать выгоды в самых невыгодных проектах, понимать психологию руководителей и подчиненных, уметь убеждать людей в правильности даже самого ошибочного или реакционного замысла. Поэтому среди успешных отечественных капиталистов немало тех, кто вышел из комсомольских и партийных комитетов, органов правопорядка, спецслужб и других сфер, которые, грубо говоря, работали с людьми. Эти качества и связи помогли им и во время известной приватизации, вызвавшей столь неоднозначное отношение населения, и на выборах самых разных уровней. Как гласит номенклатурный фольклор, копни депутата Госдумы, обязательно найдешь бывшего секретаря какого-нибудь комитета.
Вот почему по вечерам из того или иного окна нашего дома уже в постсоветское время периодически вылетало: «Ты комсомолец? Да! Давай не расставаться никогда. На белом свете парня лучше нет, чем комсомол 60-х лет!» Но про 60-е пели уже на заре 90-х. Затем не стало СССР, и наступил новый век. И вот в редакции одной из известных газет случился вечер встречи со столичной общественностью. Масса узнаваемых лиц. Выступление главного редактора. Капустник. Непринужденное застолье. Мы сидим с Михаилом Жванецким за одним столиком. Он, как всегда, прекрасен в любой теме. Через некоторое время в другом конце зала несколько женщин за своим столом начинают «Песню о тревожной молодости». Потом идут «Комсомольцы-добровольцы»... Я вижу, что Михал Михалыч как-то поеживается спиной. Певицы это замечают, останавливаются.
Одна из них подходит к нам и говорит Жванецкому: «Мы вас очень просим к нам за столик. Выпить и спеть что-нибудь хорошее...»
В ответ он мягко-мягко: «Милая моя, что-нибудь хорошее наступит, когда мы запоем другие песни».
«Обязательно запоем!» – радуется она.
А в это время из совсем другого угла неповторимым баритоном: «Там вдали за рекой загорались огни, в небе ясном заря догорала...»  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
882
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1188
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
928
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
763

Другие новости