0
4321
Газета Стиль жизни Печатная версия

05.06.2019 18:10:00

Меткий удар по пьянству

Книжные плакаты 1920-х агитировали за чтение и новый быт

Андрей Мирошкин

Об авторе: Андрей Викторович Мирошкин – критик, эссеист.

Тэги: литература, книжный плакат, агитационные плакаты, советская россия


19-16-2_t.jpg
Книги – наше все... Плакат 1923 года.

Репродукция © РИА Новости

Ровно 100 лет назад, в середине 1919 года, было основано Государственное издательство РСФСР. Это был важнейший этап реорганизации книжной отрасли в советской России. Издательства, библиотеки, типографии, книжные склады и магазины переходили под контроль государства. Госиздат стал ключевым элементом литературного процесса, комбинатом советской книги. Одновременно в стране стартовала кампания по борьбе с неграмотностью, активно пропагандировались чтение и образование. Руководители партии придавали этому процессу большое социальное и политическое значение. Главным орудием книжного просвещения стали агитационные плакаты. Большинство из них ныне забыто, их авторы подчас неизвестны (единственное, пожалуй, широко известное произведение этого жанра – плакат Александра Родченко «Ленгиз: книги по всем отраслям знания», 1924). Но в свое время эти работы сыграли заметную роль в российской культурной революции.

Советские плакаты первых лет Октября были, как правило, эффектными и броскими. Их создавали талантливые художники, в том числе известные авангардисты. В наши дни коллекции таких произведений наглядной агитации хранятся в крупнейших музеях и библиотеках, в частных коллекциях; их демонстрируют на выставках и собирают в иллюстрированные альбомы. В полной мере это относится и к плакатам, пропагандирующим чтение. Данная тема была в послереволюционные годы остро актуальной. Многие сюжеты плакатов ничуть не устарели, а некоторые лозунги вполне могут быть взяты на вооружение и сегодня.

Поначалу художники заимствовали манеру оформления у дореволюционных рекламных афиш. Но постепенно в плакате выработался собственный графический язык. Стали появляться постоянные темы, характерные типажи. Листовки и плакаты не только призывали и агитировали, но и обучали, давали рекомендации, развивали полезные читательские навыки. Плакат о книге стал частью большой государственной кампании по приобщению народа к общемировым культурным богатствам.

В плакатах на книжную тему (в первую очередь рекламирующих продукцию Госиздата) нашли отражение просветительские идеи 20-х годов и искания молодых художников. Плакат лучше и нагляднее других изобразительных жанров передает дух эпохи. Важное значение имел и понятный каждому текст-лозунг.

Один из первых книжных плакатов советской России появился в 1920 году, еще до окончания Гражданской войны. В центре композиции – погрузившийся в чтение книголюб. По правую руку от него расположились великие писатели всех эпох от Гомера до Толстого, по левую – революционеры и просветители от Гутенберга до Ленина. И в центре – цитата из Декарта: «Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми, и притом такой разговор, когда они сообщают вам самые лучшие свои думы».

19-16-1_t.jpg
...Без них легче легкого рухнуть в пропасть
алкоголизма, бюрократизма и
некультурности. Плакат 1920 года.
Репродукция © РИА Новости 

В середине 20-х годов на книжных плакатах возникает образ читающего крестьянина. Неграмотность в сельской среде была высокой, поэтому художники призывали пахарей и доярок браться за азбуку и посещать избу-читальню: «Для хозяйства книга – клад, с нею все пойдет на лад». На плакате Афанасия Куликова (1928), выполненном в пасторальном стиле, крестьянка одной рукой держит грудного ребенка, а другой перелистывает объемистый том – надо полагать, по вопросам коллективного сельского хозяйства. «Для работы иль досуга книга лучшая подруга», – убеждает художник.

В годы войн и разрухи книгами нередко топили печки, страницы разрывали на самокрутки. Поэтому агитаторы стремились внушить крестьянину и рабочему уважение к книге как проводнику знаний. Так появился цикл плакатов «Береги книгу!». А «читатель-хищник», вырывающий из книги страницы, приравнивался к классовому врагу.

Советская власть высоко ценила учет и статистику. На эту тему, в частности, много писал Ленин. Вот и книжные плакаты напоминали: бездумное, хаотичное чтение – непродуктивно. Нужно читать по системе, непременно составлять план чтения. Появился плакат-пособие «Проработка книги читателем» (как делать заметки, конспекты и рефераты). В свою очередь, и библиотекарей призывали активнее изучать и наблюдать читателя – на митинге, в кооперативе, в чайной. Так, плакат 1926 года советует учитывать спрос, прислушиваться к отзывам и замечаниям читателей, чаще проводить громкое чтение.

К этой же группе относится шедевр конструктивистской эстетики – плакат Федора Слуцкого «Что интересует вас больше всего? В библиотеке много книг по интересующим вас вопросам» (1929). На нем изображен сознательный рабочий-книголюб в стильном комбинезоне, словно пошитом по эскизу Варвары Степановой. В годы первой пятилетки борьба за читателя шла так же энергично, как битва за урожай и за выплавку стали.

Иные плакаты требовали искоренить «чуждые явления» в советской литературе. Для борьбы с мистикой и фантастикой в детской книге в 1926 году напечатали авангардистский комикс. В числе его антигероев оказались Баба-яга, Кот в сапогах, Конек-Горбунок. Даже Крокодил Чуковского был сочтен скрытым контрреволюционером. Впрочем, партийная критика вскоре осудила «левацкий загиб», старые сказки реабилитировали, а плакат упрятали в архив.

Зато широким фронтом шла борьба за трезвость. Тягу русского человека к бутылке власть стремилась заменить на любовь к книге. Особенно хорошо, если это книга Карла Маркса или Максима Горького. Вместо пивных открывались читальни. «Куда, куда идти теперь?/ Уж Новый Быт стучится в дверь!» – восклицал поэт Николай Заболоцкий. С целью повышения престижа чтения в 1930 году проводилась беспроигрышная книжная лотерея. Принять участие в ней призывает плакат неизвестного автора «Книга – меткий удар по пьянству». На рисунке – радостный рабочий с двумя стопками… не водки, но книг; тут же – толпа трудящихся-библиофилов, штурмующих издательские склады и книжные магазины. «Ударим по алкоголизму, некультурности, неграмотности, прогулам, бюрократизму и растратам!» – гласит лозунг.

Советский книжный плакат внес большой вклад в воспитание и просвещение, сформировал моду на книги и чтение. Конечно, он направлял спрос в определенное русло, подталкивал читателя к идеологически безупречным изданиям. Многое зависело и от привычки к чтению, сформированной в семье, в школе. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Личная история книголюба

Личная история книголюба

Маргарита Васильева

Путешествие от дядюшки Хэма и братьев Гримм до "Гарри Поттера"

0
2077
Судьба «Теории Филофея»

Судьба «Теории Филофея»

Игорь Данилевский

Глава из книги «Интеллектуалы древней Руси: Зарождение соблазна русского мессианизма»

0
5385
Кольцо Соломона. О горести потери и трудности обретения

Кольцо Соломона. О горести потери и трудности обретения

Милена Фаустова

0
3105
Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Евгений Лесин

Сначала Нобелевскую премию получил Ласло Краснахоркаи, теперь Букеровскую премию – Дэвид Солой

0
1986

Другие новости