Множество вопросов остаются не только неразрешенными, но даже и незаданными. Александр Трифонов. Оставив машину. 2025
Открывая сборник Александры Можгиной с интригующим подзаголовком «Страшные школьные истории», я ожидал то ли очередной вариации на тему классических пионерских страшилок про черную руку, то ли жутких рассказов, собственно, про школу: леденящие душу тайны марьиванны, создание философского камня на уроке химии, Кентервильское привидение подобных слагаемых. Однако заглавие в данном случае несколько обманчиво: хотя страницы книги пестрят упоминаниями зомби, скелетов, вампиров и прочих темных личностей, напрямую нечисть появляется здесь всего пару раз и быстро пасует перед невозмутимыми взрослыми. В школу юные герои Можгиной наведываются тоже нечасто (в том числе по уважительным причинам: как тут пойти на уроки, если остался без скелета или превратился в паука?), поэтому рассказы у нее получаются скорее абсурдно-смешными, чем мистически-страшными, и довольно беззаботными. Да к тому же мимолетными, как вкус яркой марципановой конфеты: их разом проглатываешь буквально за несколько часов и уходишь слегка голодным, смакуя и додумывая прочитанное. Часто по ходу повествования возникает желание познакомиться с героями поближе или увидеть их в более серьезной опасности, где раскрылись бы смекалка и воля каждого.
|
|
Александра Можгина. Скелет из 4 «Б»: Страшные школьные истории / Худож. С. Гаврилов.– М.: Глагол; Книжный дом Анастасии Орловой, 2026. – 80 с. (Классная книжка). |
К примеру, в похожем рассказе Джанни Родари про рассеянного мальчика Джованни герой действительно из-за своей рассеянности рискует остаться без частей тела (наверное, таких мальчиков собирал один и тот же безалаберный ангел-рабочий), тогда как у Можгиной риск буквально потерять голову обозначен лишь слегка и как бы самоустраняется, потому что благодаря отвинченной голове мальчику удается спугнуть из дома грабителя. Кроме того, не дразнят ли парня из-за «гастрономического» имени Колбас Колбасов? Как складываются его отношения с учителями и сверстниками? Нравится ли ему девочка Юля как девочка? Множество вопросов остается не только неразрешенными, но даже и незаданными.
Впрочем, особенности книги можно считать скорее плюсами, поскольку юного читателя лучше слегка недогрузить, чем перегрузить. В заключение хочется пожелать Александре Можгиной не терять легкости и научиться более долгому дыханию. Возможно, в будущем она поделится с нами новыми подробностями из жизни мальчика Колбаса Колбасова и других своих героев.


Комментировать
комментарии(0)
Комментировать