0
1071
Газета Главная тема Интернет-версия

27.12.2007 00:00:00

Слэмы, Букеры, водка и гламурье

Тэги: литература, русский язык, премия


Литературный год прошел. Слава богу, русскую литературу до конца не убили. Год русского языка кончился, язык, надеемся, еще поживет. Что делала читающая публика? Все как и раньше. Читала новые романы Виктора Пелевина и Владимира Сорокина. Читала завершающую часть эпопеи Войновича про солдата Ивана Чонкина. Читала сборник стихов прозаика Василия Аксенова, слушала выступление Евгения Евтушенко в «Олимпийском». Выбирала в Политехе Короля поэтов. Выбрали Дмитрия Воденникова. Не выбрали Всеволода Емелина. А вы что хотели? Были слэмы и юбилеи, фестивали и ярмарки. В Москву приезжали Уэльбек и Бегбедер, пили водку и говорили о русской литературе. Данилкин написал книгу о Проханове. Смешно. Смешно, что Данилкин, еще более смешно, что о Проханове. Издатели раскручивали и выдавали за бестселлеры очередное гламурье и прочую гадость. 90-летие Великой Октябрьской социалистической революции прошло тихо. Виктору Ерофееву исполнилось 60 лет, а Москве – 860. Неудивительно, что Виктор Владимирович выглядит лучше. 70 лет Битову, 60 Кублановскому. 70 лет Валентину Распутину. У Ахмадулиной тоже был юбилей. Отметили юбилеи двух Александров: Вампилова и Зиновьева. А также Юрия Казакова и «Записок охотника» Тургенева. 100 лет Арсению Тарковскому. 100 лет Варламу Шаламову. 100 лет Лидии Чуковской.

Дмитрий Быков пишет стихи, прозу и биографии, выступает по радио, телевидению и в печати, комментирует важные политические и литературные события. Это самое хорошее и самое главное, не будем скрывать. Этого одного уже хватит, чтобы сказать: не зря год прошел.

10 лет назад вышел первый номер «НГ-Ex libris».

Теперь о грустном. 15 писателей ходили к президенту. Федеральный список экстремистских материалов пополняется, в Англии судят и сажают за стихи, у нас тоже преследуют «экстремистов», например писателя Юрия Петухова. Не самый лучший писатель, мягко говоря, но пишет и говорит то, что считает нужным. Спорить надо, а не запрещать. Просвещать, а не преследовать. Умерли Илья Кормильцев, Дмитрий Пригов, Александр Ткаченко┘ Конец года был омрачен также историей с книжным магазином «Фаланстер», директора которого пытались бессмысленно и беспощадно обвинить в распространении порнографии. Причем речь шла о книгах, которые спокойно лежат в других магазинах, к тому же издательства, эти книги выпустившего нет, издатель (Илья Кормильцев) умер... Короче, бред. Вроде бы улеглось, хотя утверждать и радоваться рано. Умер, немного не дожив до 90-летия, Георгий Климов, автор «Протоколов советских мудрецов». Да всех не перечислить. Люди, в том числе и писатели, умирают, тут ничего не поделаешь. Исполнился год со дня смерти поэтов Александра Щуплова и Алексея Дидурова, два года как нет Татьяны Бек.

Грустный и веселый списки у каждого свои. В этом номере некоторые писатели поведают, что из случившегося в 2007-м им хотелось бы поскорее забыть, а что – запомнить надолго, может быть, навсегда.

Расскажем мы и о самых памятных литературных событиях (стр. 4), и о лучших книгах, пусть и не отмеченных увесистыми литературными наградами (стр. 5 и далее). За пределами премиальных шорт- и даже лонг-листов по разным причинам каждый год оказываются произведения весьма достойные. Хотя премии – кто спорит – дело хорошее и нужное. Ну а что в финальных списках хороших и разных литературных наград из года в год повторяются одни и те же имена, тоже неплохо. Повторение – это ведь признак не только рутины, но и стабильности. Значит, литература не просто жива, а твердо и уверенно стоит на ногах. И у писателей (тех, кто достиг такого уровня, что не включать их в круг претендентов просто неприлично) повышаются шансы получить если не одну, так другую премию. Вот Людмила Улицкая с «Даниэлем Штайном, переводчиком», не получила «Национальный бестселлер», зато «взяла» «Большую книгу» (что в денежном выражении гораздо лучше). Получила «Большую книгу», зато не получила Русского Букера. А Букер достался «Матиссу» Александра Иличевского, который, в свою очередь, «Большую книгу» не получил┘ В итоге все (ну не все, так всем и не угодишь) довольны. Включая читателя, который уж никак не разминется с привычными и волей-неволей полюбившимися авторами.

Да и почему, собственно, премия должна открывать безвестные таланты? Она должна выбирать лучшее из того, что есть. То есть из «золотого фонда», проверенного временем и издательской практикой. А кому новые таланты подавай – это, пожалуйста, в премию «Дебют», Там, правда, возрастной ценз – до 25 лет, и кто не успел, тот не успел.

2007-й кончился, наступает 2008-й. В наступающем году, кстати, не только выборы Дмитрия Анатольевича в президенты, но и 70 лет со дня рождения Венедикта Васильевича Ерофеева. Каждому свое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
298
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
482
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
544
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
404

Другие новости