0
807
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

16.07.2007 00:00:00

В культуре

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский - обозреватель "НГ".

Тэги: театр


На минувшей неделе на Тверской прошло очередное заседание так называемого правительства дублеров. Поскольку дублеры у членов московского правительства – люди молодые, то и разговор, естественно, шел о молодых.

Говорили о культуре, а больше всего – о театре.

Если верить нынешнему руководителю департамента культуры Москвы Сергею Худякову, в самом скором времени в столице случится настоящий бум молодежной культуры. Выяснилось, например, что московские театры переживают кризис не среднего даже, а старшего возраста: старение театральных трупп привело к тому, что сегодня молодежь – то есть те, кому меньше 35, составляет от 15 до 25% труппы. Притом, что каждую весну театры осаждают выпускники московских театральных вузов, по словам Худякова, в труппу приходит работать 1–2 человека. И все – из-за прорех действующего законодательства: театры не хотят брать молодых в штат, те, кстати, тоже не всегда готовы надевать этот хомут и брать на себя обязательства выходить в массовках. Это у Станиславского сегодня – премьер, а завтра – не пойми кто, а нынче каждый хочет быть звездой.

Ну вот.

А вывод делается такой: комитет по культуре правительства Москвы предлагает уже в этом году организовать – разумеется, в порядке эксперимента – сразу две молодежные театральные студии.

Замечательная идея! Ведь в критических отчетах за минувший сезон столько теплых слов было сказано о молодежной студии Юрия Погребничко, выпустившего в театре «ОКОЛО дома Станиславского» со вчерашними и сегодняшними студентами спектакль «Старый, забытый┘». По-прежнему в лидерах – Студия театрального искусства Сергея Женовача, живущая на деньги «частного инвестора». То ли пять, то ли даже семь спектаклей вышло в «Сатириконе» с участием вчерашних выпускников Константина Райкина, – от «Страны любви» по Островскому до нынешних двух премьер по Мартину МакДонаху┘ Все эти усилия, конечно, заслуживают дополнительного финансирования. Подумалось: вот это – оперативность, вот это – реакция.

Но Москва собирается поддержать совсем другие студии, одну – при Мастерской Петра Фоменко, другую – при Театре имени Пушкина. Пока – временно, сроком на три года. Между прочим, Сергей Худяков заметил, что при двух московских театрах такие молодежные театральные студии уже существуют – при ТЮЗе и при Новом драматическом театре. Конечно, – не без того – сослался на опыт Станиславского – мол, еще с его времен молодежные театральные студии – наиболее перспективное направление для интеграции молодежи в театр.

Стоп-стоп. Первая студия Художественного театра – это, если говорить о самых первых ее шагах, «Сверчок на печи» Диккенса, то есть Михаил Чехов, Евгений Вахтангов┘ Это – восторг театральной Москвы, споры о Системе Станиславского┘

Интересно, кто может назвать хоть один спектакль молодежной студии ТЮЗа или Нового драматического театра? Может, речь о «Золотом петушке»? Так этот спектакль, вправду с участием студентов, вышел в ТЮЗе в 1998 году. Еще были «Сны изгнания» по Шагалу – в 2003-м┘

Но сказать хочется о другом. Вообще в театре мало что может возникнуть сверху. В частности, студии: без малого 15 лет назад родилась Мастерская Петра Фоменко. Родилась как театр, но спектакли их шли на аншлагах с первого их курса в ГИТИСе. То же – со Студией театрального искусства Женовача, которая живет безо всякой государственной поддержки уже два года, на деньги частного «вкладчика». И все их знают. Повторяю, есть уже сложившиеся молодежные студии при театре «ОКОЛО», «Сатириконе». Я – за то, чтобы помогать и добавлять и Козаку, и, конечно, Фоменко, думаю, что следует помочь еще и тем, у кого уже есть спектакли и уже сложились свои молодежные студии.

У нас никто толком не может сказать (не скажу – решить), что делать с десятком театров, где давно уже не было художественных событий, так нет – давайте к ним добавим еще пару молодежных студий. Не хочется выглядеть Кассандрой, а главное – портить отношения с уважаемыми мэтрами, но как не напомнить их собственный опыт: тот же Козак, помнится, начинал в студии «Человек» с командой таких же молодых, как он актеров, потом – в Пятой студии МХАТ. Сперва были спектакли – потом рождались студии. Теперь нам пытаются доказать, что бывает и по-другому. В театре, по-моему, не бывает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
1796
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1484
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
1199
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
1369

Другие новости