0
3731
Газета В мире Печатная версия

15.07.2000

Игра без козырей

Тэги: Минобороны, оборона, безопасность


ИТОГИ состоявшейся 12 июля коллегии Минобороны оцениваются в прессе в основном с точки зрения внутренней политической жизни России. Между тем представляет интерес свободный от политической конъюнктуры анализ последствий реализации идей, высказанных на коллегии начальником Генштаба ВС РФ генералом армии Анатолием Квашниным.

БЫСТРО - НЕ ВСЕГДА ХОРОШО

Проблема заключается не в том, надо ли упразднять РВСН как вид Вооруженных сил. Это лишь один частный пункт разногласий министра обороны и его первого заместителя - начальника Генштаба. Более того, первым на возможность передачи РВСН Военно-воздушным силам указал в ответе на вопрос корреспондента "НГ" как раз Игорь Сергеев. Произошло это еще 21 марта 1998 г. (см. "НВО" # 12 за 1998 г.).

Заметим, что и многие другие тезисы "доктрины Квашнина" не являются чем-то принципиально новым. Предложения увеличить численность сил общего назначения (СОН) и расходы на них за счет СЯС уже реализуются (например, доля ядерных сил в военном бюджете снизилась с 18% в 1999 г. до 15% в 2000). Потолок в 1500 боеголовок признан (при благоприятном развитии событий в мире) наиболее выгодным вариантом для российских СЯС. Пожалуй, лишь тезис о том, что в РВСН должно остаться 150 ракет и две дивизии является абсолютно новым.

Существо различий между "сергеевским" (тщательно просчитанным и утвержденным на самом высоком уровне, в том числе и при ратификации СНВ-2) и "квашнинским" вариантом развития СЯС заключается всего в двух моментах, но именно они и являются ключевыми. Во-первых, принятая программа сокращений СНВ рассчитана на период до 2006-2008 гг., а начальник Генштаба предлагает провести ее в пожарном порядке до 2003 г.

Во-вторых, сокращения ядерных вооружений до уровня 2500-3000 боеголовок Россия оговаривает вступлением в силу Договора СНВ-2 и неукоснительным выполнением Договора по ПРО. Более глубокие сокращения (до 1500 боезарядов) обусловлены реальным прогрессом на переговорах СНВ-3 и подключением к процессу сокращения стратегических вооружений Великобритании, Франции и Китая.

Причем речь идет не о важном, но частном с государственной точки зрения вопросе о судьбе СЯС. Позиция по сокращению вооружений встроена в международную политику России, более того, представляет собой ее важную, если не важнейшую часть (во всяком случае, когда речь идет об отношениях с сильнейшими державами планеты). Можно сколько угодно сожалеть о том, что Запад считается с нами, лишь потому что боится, но пока это именно так. "Доктрина Квашнина", в соответствии с которой сокращения носят скорый и безусловный характер, лишает Россию опоры на реальную силу, ничего не предлагая взамен.

Реализация предложений Квашнина практически устраняет существующий задел для торга с США по вопросу СНВ-3 и ПРО. Все, чем мы могли бы поступиться в обмен на сокращение вооружений (или другие уступки, например, финансовые), отдается просто так. Неизбежное следствие: Вашингтон (да и Лондон, Париж и Пекин) в развитии своих вооружений и в разоруженческой политике будут руководствоваться своими собственными соображениями.

СОКРАЩАЕМСЯ, ВООРУЖАЯСЬ

Рассмотрим, как отразятся предложения начальника Генштаба (в случае их реализации) на российских СЯС. Ныне в них насчитывается 750 МБР (примерно 3500 боеголовок), 23 (по другим данным - 21) ПЛАРБ (свыше 1500 боеголовок) и 86 стратегических бомбардировщиков (до 800 боезарядов).

По прогнозам экспертов, уже в ближайшие годы число боеголовок морских СЯС может снизиться до 450-500 (лодки проектов 667Б и 667БДР стремительно стареют, а на тяжелых "Тайфунах" завершается срок службы ракет). Известный специалист в области СЯС Владимир Белоус полагает, что 2003 г. РФ будет иметь 20-30 стратегических бомбардировщиков, несущих не более 250-300 боезарядов. Состоявшаяся переброска Ту-160 и Ту-95МС может увеличить это количество до 400-450. Таким образом, если реализовать предложения генерала армии Квашнина по сокращению РВСН, то общее число боеголовок в российских СЯС составит 1000-1100.

Видимо, для достижения уровня в 1500 боезарядов Квашнин полагает возможным наращивание числа боеголовок на ПЛАРБ и ракет на бомбардировщиках. Иначе говоря, для экономии средств необходимо уничтожить существующие ракеты РВСН и построить новые для других компонентов СЯС. Откуда же возьмутся средства на силы общего назначения?

Если посмотреть на дело с другой стороны, планы радикального сокращения МБР представляют собой форсированный переход к американской структуре СЯС, которая хорошо соответствует геополитическому и экономическому положению Америки, но не России. Напомним, что слом структуры российских стратегических сил, опирающихся прежде всего на МБР, составлял в последние 30 лет сверхзадачу Вашингтона на разоруженческих переговорах с Москвой.

РАЗОРИТЕЛЬНОЕ СОКРАЩЕНИЕ

Выполнение Договора СНВ-1 показало, что в нем были избраны темпы ликвидации МБР, превышающие реальные экономические возможности России. По оценке экспертов, мощностей двух баз ликвидации МБР (Пибаньшур и Суроватиха) будет недостаточно для утилизации сокращаемых ракет. Уже сейчас не хватает спецхранилищ для токсичных и агрессивных компонентов топлива. Некоторые специалисты указывают и на недостаток площадей для размещения ядерных боезарядов. Напомним, что форсирование снятия боеголовок с ракет чуть не привело к новому Чернобылю в спецхранилищах на Украине.

Можно оценить и незапланированные расходы, которые повлечет за собой ускоренное разоружение. Практически все существующие МБР планируется снять с боевого дежурства к 2006-2008 г. Темп ликвидации составит примерно 100 ракет в год. Специалисты Московского института теплотехники и НПО машиностроения считают, что сроки снятия ракет можно удлинить за счет продления ресурса РТ-2ПМ "Тополь" и УР-100НУ, созданных этими фирмами. Часть МБР планируется переоборудовать в космические носители. Таким образом, реально необходимо будет уничтожать немногим более 50 МБР в год. Концепция начальника Генштаба предусматривает одномоментное повышение этих темпов (а значит, и мощностей промышленности) в четыре раза.

Эксперты считают, что ликвидация одной МБР с шахтой обходится примерно в 150-200 тыс. долл. Дополнительные (на период до 2003 г.) суммарные расходы на уничтожение 500 ракет составят как минимум 75-100 млн. долл. А суммарные затраты на реализацию предложений начальника Генштаба, по оценке экспертов главкомата РВСН, превысят на ближайшие 3 года астрономическую сумму в 15 млрд. руб. Это начисто лишает всяческих надежд на "выделение дополнительных средств на силы общего назначения".


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Над Крымом нависла угроза воздушной блокады

Над Крымом нависла угроза воздушной блокады

Владимир Мухин

Украина оправдывает опасные маневры вблизи полуострова возможностью полномасштабного вторжения РФ

0
5634
Генплан развития Севастополя, где базируется Черноморский флот, разрабатывается совместно с Минобороны

Генплан развития Севастополя, где базируется Черноморский флот, разрабатывается совместно с Минобороны

Андрей Кузьмин

0
1116
Новый партнер в борьбе с насилием

Новый партнер в борьбе с насилием

Александр Сухаренко

Практическая реализация российско-китайского соглашения придаст новый импульс антитеррористическому сотрудничеству двух стран

0
1637
Россия укрепляет второй антитеррористический фронт

Россия укрепляет второй антитеррористический фронт

Олег Одноколенко

Москва пообещала министрам обороны стран СНГ пополнить их арсеналы и подготовить командные кадры

0
4246

Другие новости

24smi.org