0
773
Газета В мире Интернет-версия

29.09.2001 00:00:00

"Мы не делим террористов на своих и чужих"

Тэги: турция, сша, отношения, терроризм, оймен


-Какой вклад намерена вносить Турция в борьбу с международным терроризмом, которую ныне возглавили США? Есть ли опасения, что в Турции могут возникнуть внутриполитические проблемы в связи с ее участием в конкретных операциях?

- Турция - одна из тех стран, которые более всего страдают от терроризма. Поэтому мы немедленно выразили свою солидарность и полную поддержку американскому народу. Наш премьер-министр заявил публично, что Турция позитивно ответит на запрос США о содействии, если таковой поступит. Ни у кого не должно быть сомнений в нашей решимости сотрудничать с американскими друзьями в этой сфере. Американцы попросили разрешения на использование турецкого воздушного пространства и военных баз для своих транспортных самолетов в нынешней ситуации. И мы немедленно предоставили им такую возможность.

- Будет ли этим ограничиваться поддержка Турцией операций США?

- Статья 5 Вашингтонского Договора говорит, что в случае атаки против одной из стран НАТО все остальные члены альянса будут рассматривать эту атаку как направленную против них и окажут соответствующую коллективную поддержку. Сейчас мы рассматриваем запрос, направленный американским правительством. Если от него поступят дополнительные запросы, то мы и их будем рассматривать с позиции солидарности. Не должно быть сомнений ни в готовности Турции оказывать помощь, ни в ее солидарности с союзниками.

- Что известно о намерении США предоставить Совету НАТО необходимые доказательства относительно того, кто был организатором терактов и кто может рассматриваться как противник в возможной антитеррористической операции?

- В решении НАТО от 12 сентября говорится, что в случае если будет установлено иностранное участие в террористической атаке, то вступит в силу статья 5 о коллективной обороне. Это предполагает, что США должны будут информировать членов альянса о результатах их расследований по поводу такого иностранного участия. Министр обороны США Рамсфелд заявлял, что будет проинформировано и международное сообщество в целом. Он и госсекретарь Пауэлл уже сказали, что они располагают убедительными доказательствами об организаторах терактов 11 сентября. Мы ожидаем, что американские друзья поделятся такой информацией.

- Значительная часть предпринимаемых сегодня Западом антитеррористических усилий выходит за рамки НАТО. В них участвуют такие страны, как, например, Иран и Пакистан. Каким, на ваш взгляд, может быть вклад стран, не входящих в НАТО?

- Мы полагаем, что борьба против международного терроризма должна быть делом всех стран мира. Только так терроризм можно уничтожить окончательно. Наша политика состоит в том, что необходимо ликвидировать все источники терроризма независимо от целей и мотиваций, которые могут за ними скрываться. Нужно уничтожать терроризм в глобальном масштабе, и это долгосрочная задача. Как раз об этом Турция говорит уже много лет.

- Намерена ли Турция, как, скажем, Великобритания и другие страны - члены НАТО, задействовать свои возможности и влияние в Центральной Азии или арабском мире для успеха антитеррористических действий? Предпринимаются ли уже Анкарой усилия в этом направлении?

- Мы действительно располагаем большим опытом и знаниями об этих регионах, которые накапливались в течение десятилетий. И мы будем обмениваться информацией и советоваться с нашими друзьями и партнерами. При этом такое сотрудничество не должно быть селективным. Нет своих и чужих террористов, не может существовать такой подход, что, мол, террористы, которые атакуют нас, - плохие, а те, что нападают на другие страны, - приемлемые. В борьбе с международным терроризмом необходимо избегать двойных стандартов.

- Согласны ли вы с термином "исламский экстремизм"?

- Мы не считаем, что следует к слову терроризм добавлять какие-либо прилагательные со значением религиозного характера. Разве мы говорим о христианском терроризме, когда речь заходит об ЭТА или определенной части ИРА? Отождествлять террористов с какой-либо религией, будь то ислам, христианство, иудаизм и так далее, было бы несправедливо и неверно. Это было бы большой ошибкой. Ислам миролюбивая религия. Подавляющее большинство мусульман отвергают любые формы насилия. Такие явления, как терроризм и экстремизм, не имеют отношения к религии.

- Участие бывших советских республик в многонациональных операциях против терроризма является важным вопросом для Москвы. Будет ли Турция содействовать привлечению, например, Азербайджана к такому участию?

- Названные вами республики являются сейчас независимыми, суверенными государствами. Поскольку атаке подверглись американцы, то именно им следует обсудить вопрос совместных мер непосредственно с каждым из возможных участников. Не наше дело решать, кто более всего подходит для этого. Это будут решать США. И соответственно страны, к которым они обратятся, будут решать этот вопрос самостоятельно. Подобная проблема не дело НАТО, Турции или России.

- Если коалиция для борьбы с терроризмом будет складываться на основе двусторонних соглашений между США и конкретными странами, то не сократится ли в этой связи роль НАТО в принятии коллективных решений?

- Напротив, за всю свою полувековую историю НАТО впервые обратилось к применению статьи 5. Это означает, что роль альянса лишь возросла. Мы также видим, что в Боснии, Косово и Македонии НАТО играет важную роль. Поэтому тот, кто считает, что роль альянса сокращается, не прав. НАТО будет оставаться важнейшей организацией по обеспечению безопасности в мире.

- Не опасается ли турецкое правительство в нынешних условиях активизации террористических организаций, которые официально базируются на ее территории?

- Турецкая политика исключает терпимость к любым формам терроризма, независимо от его источников, целей и мотивов. Мы нетерпимы к любым группам и организациям, применяющим насилие по отношению к невинным людям. Таковой была наша политика с самого начала и таковой она остается сегодня. Никто не должен сомневаться в нашей решимости вести борьбу против терроризма независимо от его источников и мотивации.

- Это относится и к Чечне...

- Как я уже сказал, наша политика, которая вытекает из Конституции страны и решений правительства, предельно ясна. Нет плохих и хороших террористов. Мы не делаем различий между ними. Это наша принципиальная позиция независимо от того, о какой стране или организации идет речь. Мы ожидаем и от других государств такого же подхода. Я верю, что международная солидарность, которая была проявлена по отношению к США, была бы проявлена мировым сообществом и в случае атаки на любую другую страну. Такую же солидарность мы ожидаем в случае, если террористическая деятельность будет предприниматься против турецких интересов.

- Насколько эффективно, на ваш взгляд, развивается сотрудничество Турции и России в борьбе с международным терроризмом?

- Россия может не сомневаться в нашей решимости оказать ей поддержку в случае, если это потребуется. У нас не должно быть сомнений в позициях друг друга. Наши страны уже имеют хорошо налаженные каналы взаимодействия в этой области.

Брюссель-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
308
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
521
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
711
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
549

Другие новости