Слившись с Volkswagen, Porsche рискует утратить былой престиж.
Фото Reuters
Обанкротившийся американский автогигант General Motors тянет с решением о продаже своего немецкого филиала – компании Opel. Очередной раунд переговоров на эту тему открылся в среду в Берлине, но быстрого результата они не дали. Между тем радикально изменилась ситуация вокруг двух других крупных германских автоконцернов – Porsche и Volkswagen. Поставщик элитных спорткаров может быть поглощен производителем «народных» автомобилей.
Представитель GM на переговорах Джон Смит оповестил о намерении «провести детальное обсуждение» будущего Opel с основными претендентами Magna и RHJ International, а оно может затянуться.
Федеральный кабинет, правительства всех четырех федеральных земель, в которых имеются заводы Opel, а также производственный совет фирмы поддерживают Magna, выступающую в консорциуме со Сбербанком России. Как вновь заявила в среду канцлер Германии Ангела Меркель, «мы дали понять, что при всех еще встающих вопросах рассматриваем концепцию Magna как надежную». Однако, по сведениям прессы, GM считает более предпочтительной сделку с RHJ International, которая сохраняет для американцев возможность выкупить немецкий автоконцерн.
Перед переговорами концепция Magna была переработана и дополнена. В случае приобретения 55% акций фирмы Opel австро-канадский инвестор вместе со Сбербанком намерен вложить в ее развитие 500 млн. евро. При этом 35% акций останутся за GM, а 10% будут распределены между сотрудниками фирмы. Magna и Сбербанк получат по 27,5% акций. Это меньше, чем предполагали вначале. Если верить лондонской Times, Берлин, выбрав Magna в качестве основного претендента, настоял, чтобы канадская группа уменьшила роль Сбербанка в новой автомобильной компании, которая появится после оформления сделки.
Но судьбы германского автопрома не замыкаются только на Opel. Вчера Германия была ошарашена драматическим финалом схватки двух других автоконцернов – Porsche и Volkswagen. Срочно собранный наблюдательный совет знаменитой на весь мир марки спортивных автомобилей отправил под утро 23 июля в немедленную отставку председателя правления концерна Porsche Венделина Видекинга, занимавшего этот пост 17 лет подряд, и финансового директора компании Хольгера Хертера.
Так закончилась их авантюрная попытка проглотить во много раз больший Volkswagen. Используя трудности последнего, уволенное теперь руководство Porsche намеревалось приобрести 51% его акций. Оно набрало долгов на 10 млрд. евро, и Porsche сам рухнул в пропасть.
Уволив ответственных за это Видекинда и Хертера (правда, с отступными в 50 млн. евро для первого и 12,5 млн. для второго), наблюдательный совет Porsche решил форсировать переговоры с Qatar Investment Authority о приобретении этой катарской госкомпанией доли в его капитале. Объявлена и цель: создание интегрированного автомобильного концерна путем объединения Porsche AG и Volkswagen AG.
Но все теперь будет c точностью до наоборот – большинство окажется у Volkswagen. Именно он и глава его наблюдательного совета Фердинанд Пиех считаются победителями в противостоянии с Porsche. Предполагается, что Volkswagen возьмет на себя выпуск сначала половины, а затем всех машин спортивного ряда. Примечательно, что немецкая пресса уже едко окрестила продукт будущего сотрудничества двух автоконцернов термином «фолькспорше».