0
6807
Газета В мире Интернет-версия

22.06.2010 00:00:00

Приднестровский гамбит Ангелы Меркель

Тэги: приднестровье, ес, безопасность, россия


По данным «НГ», Германия выдвинула России требование в обмен на продвижение инициативы президента Дмитрия Медведева по Договору о европейской безопасности. Берлин для начала хотел бы, чтобы Россия вывела «свои войска» из Приднестровья. И лишь после этого Европа якобы будет готова обсуждать с Москвой новую архитектуру безопасности на континенте в рамках нового комитета Россия–ЕС по вопросам внешней политики и безопасности на министерском уровне.

В случае прорыва на приднестровском направлении эксперты прочат этому органу большое будущее. Возможно, он даже заменит неудовлетворительно функционирующий Совет Россия–НАТО. Однако пока такое развитие маловероятно.

Европейские эксперты и дипломаты продолжают анализировать российско-германскую идею о создании комитета Россия–ЕС по вопросам внешней политики и безопасности (КВВПБ). Как заявил «НГ» директор программы «Россия–Евразия» Германского совета по внешней политике Александр Рар, меморандум, подписанный в Мезеберге 5 июня президентом РФ Дмитрием Медведевым и бундесканцлерин Ангелой Меркель, можно трактовать как ответ Евросоюза на инициативу российского лидера заключить новый Договор о европейской безопасности. Кстати, Медведев впервые озвучил свое предложение создать новую архитектуру евробезопасности в июне 2008 года именно в Германии.

По мнению Рара, немцы фактически ответили Москве за Европу: «Давайте решим вопрос с выводом российских войск из Приднестровья, из-за чего не функционирует Договор об обычных вооруженных силах в Европе и нет доверия в Черноморском регионе, а уж потом будем договариваться об общей архитектуре безопасности». Эксперт считает, что Москва вряд ли пойдет на такую уступку. «Боюсь, эта идея с комитетом далеко не уедет», – заключил он. Напомним, что в одобренном 5 июня этого года меморандуме о КВВПБ Россия–ЕС конкретно упоминается только приднестровский конфликт.

Как отмечает Алина Инае, директор Черноморского треста Германского фонда Маршалла (Бухарест), для европейцев и, в частности, немцев инициатива по созданию подобного органа представляется целесообразной по двум причинам. «Ключевая цель – урегулировать приднестровский конфликт с помощью вовлечения России в конструктивное взаимодействие, а также оказания давления на руководство Приднестровья с целью подтолкнуть его к компромиссу. Российские войска могли бы быть выведены или же подчинены совместному мандату ЕС–РФ. В более широком контексте инициатива проверит серьезность российских предложений о сотрудничестве», – считает эксперт.

Предполагается, что комитет, в частности, мог бы быть уполномочен служить форумом для обмена мнениями по текущим вопросам международной повестки дня в сфере политики и безопасности; разрабатывать основные принципы проведения совместных гражданских/военных операций России и ЕС по кризисному регулированию. Также в рамках этого механизма возможны обмен мнениями и выработка рекомендаций по конкретным вопросам сотрудничества, включая различные конфликты и кризисные ситуации.

Эксперты и дипломаты считают, что комитет, если он стал бы дееспособным, мог со временем заменить Совет Россия–НАТО. В интервью «НГ» глава представительства Евросоюза в Москве посол Фернандо Валенсуэла отметил, что предложение Медведева и Меркель «могло бы очень серьезно способствовать усилению консультаций по конфликтам и кризисным ситуациям, которые уже ведутся Высоким представителем ЕС Кэтрин Эштон и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым». «Я уверен, что эта идея будет внимательно изучаться в предстоящие недели и месяцы для подготовки принятия формального решения, возможно, на следующем саммите ЕС–Россия», – отметил посол.

Впрочем, пока, судя по словам дипломатов, нет полной ясности с тем, потребуется ли для учреждения новой структуры согласие всех 27 стран – членов ЕС. Не исключено, что необходимость такой поддержки по меньшей мере осложнила бы судьбу нового органа. Европейский дипломатический источник «НГ» предположил, что КВВПБ мог бы вырасти и из уже действующего Постоянного совета партнерства РФ–ЕС на уровне министров иностранных дел. В этом случае повестка реформированного ПСП «была бы существенно расширена».

Алина Инае, правда, скептически смотрит на перспективы открытого обсуждения в рамках комитета конкретных вопросов безопасности. Отчасти причина этого неверия заключается в том, что внешняя политика ЕС по-прежнему является общим знаменателем внешнеполитических позиций 27 стран – членов Евросоюза. «Многие новые страны – члены ЕС все еще думают, что Россия – это главная внешняя угроза Европе. В этих условиях беседы в предложенном комитете будут скорее всего одинаково интересными и непродуктивными». По ее мнению, осторожные формулировки меморандума позволяют предположить, что этот формат будет скорее символическим, чем эффективным.

В свою очередь, председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев заявил «НГ», что сейчас в отношениях России с Европой нет механизмов, которые сводили бы к минимуму человеческий фактор, отдавая предпочтение стратегическим интересам. Депутат напомнил, что для урегулирования конфликта вокруг Южной Осетии в 2008 году потребовалось подключение тогдашнего председателя Евросовета президента Франции Николя Саркози. «Был бы председателем ЕС, например, президент Эстонии, я думаю, ситуация могла бы развиваться совершенно по-другому», – сказал Косачев, выступив в поддержку КВВПБ.

Парламентарий уверен, что не стоит увязывать инициативу Медведева по Договору о европейской безопасности и российско-германское предложение о создании комитета РФ–ЕС.

«Речь идет о разных вещах: последнее российско-германское предложение предназначено для урегулирования кризисных ситуаций. Механизм может использоваться как для выработки совместной политической реакции, так и для принятия решений практического характера, например, оперативного миротворчества. Аналогов этому механизму нет, и, дай бог, он появится», – сказал Косачев. Предложенный Медведевым договор направлен не на урегулирование кризисов, а на создание коллективной системы, которая позволила бы жить без кризисов и чувствовать себя в безопасности на континенте. «Если комитет Россия–ЕС будет хорошо работать, это облегчит продвижение вперед инициативы Дмитрия Медведева. Если он не заработает, ничего с инициативой не произойдет, она будет жить своей жизнью, и надеюсь, что рано или поздно она будет реализована»,– резюмировал депутат.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
939
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1271
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
975
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
809

Другие новости