Прирожденный иллюзионист Игорь Кио. Фото РИА Новости
Впервые на арене иллюзионист Игорь Кио появился еще ребенком в середине ХХ века в одной из программ своего легендарного отца Эмиля Кио. В 15 лет – самостоятельный дебют: пришлось подменить неожиданно заболевшего Эмиля Теодоровича. Последнее выступление состоялось в начале нового XXI века.
Вслед за отцом
После дебюта у Игоря не оставалось никаких сомнений по поводу дальнейшей судьбы.
Популярность пришла еще в те годы, когда на арену он выходил в качестве помощника отца. После смерти Эмиля Теодоровича у Игоря настала самостоятельная жизнь.
Молодому иллюзионисту приходилось давать по 500–600 представлений в год. Только цирковые артисты могут понять, сколько требовалось для этого физических и душевных сил, психологической выносливости, терпения и терпимости. Где бы ни выступал Игорь Кио со своими номерами – в Москве или Свердловске, Ялте или Норильске, в зале не было пустых мест. Не говоря уже о загранице, где советский цирк пользовался заслуженной популярностью.
Сначала он шел по стопам отца, повторяя номера основателя династии, ставшие шедеврами не только советского, но и мирового искусства. И сколько бы раз и в каких бы городах он ни демонстрировал давно ставшие знаменитыми фокусы «Сжигание женщины», или «Превращение женщины во льва», или «Распиливание женщины», люди получали удовольствие.
Погасшая буква «Н»
Фамилия основателя знаменитой цирковой династии была Гиршфельд. Нужен был звучный псевдоним, он его взял и в скором времени понял, что ошибся – не каждый шпрехшталмейстер (объявляющий номера в цирке) мог не спотыкаясь выговорить: «А сейчас выступает Эмиль Ренард». Вот тогда и появился Эмиль Кио. Легенд возникновения нового псевдонима много – приведу рассказанную однажды Юрием Никулиным. Однажды молодой артист прогуливался с приятелями мимо кинотеатра, на котором светилась надпись «Кино». Но вдруг буква «Н» погасла, и жена одного из друзей прочитала: «Ки... о!» Ее возглас был подобен эйнштейновской «эврике». И она тут же предложила использовать Эмилю эти три буквы в качестве псевдонима. Псевдоним превратился в фамилию, фамилия стала судьбой.
Почетный академик и народный артист
Настоящая слава к Игорю Кио пришла, когда он перестал делать «старые» фокусы и предпочел творить сам. За несколько лет он представил советской и мировой публике такие принципиально новые номера в иллюзионном искусстве: «Моды», «Аквариум», «Рояль в воздухе».
Международное признание наступило в 1970-м в Бельгии, когда народный артист России, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, единственный из мировых иллюзионистов Игорь Кио был удостоен Международной премии «Оскар», которая ежегодно вручается с формулировкой «Лучшему артисту».
Затем его выбрали в члены ассоциации «Братство волшебников» (США).
А японская фирма «Эн и Би» преподнесла подарок, сняв фильм под названием «Кио – волшебник XX века», посвященный родоначальнику династии Эмилю Кио.
Все эти годы Игорь, как и другие его коллеги, числился в ведомстве «Союзгосцирк» – всесоюзное объединение государственных цирков, которое насчитывало свыше 70 постоянно действующих площадок в больших и малых городах Советского Союза, которые ежегодно посещали 50 млн человек. Но с Перестройкой и сменой режима хорошо работавшая система начала разваливаться и в конце концов развалилась, как и другие советские организации.
В 1989 году артист ушел из Союзгосцирка и создал собственную фирму «Шоу-иллюзион Игоря Кио», занимавшуюся организацией не только собственных гастролей, но и выступлений других советских, а затем и российских коллективов.
Через 10 лет его избрали почетным академиком Национальной академии циркового искусства России. А в 2003-м присвоили звание народного артиста РФ.
Гастрольный роман
Дочку Леонида Ильича Игорь знал с детства, вернее, старшая по возрасту Галя знала сына уже прославленного Эмиля Кио, когда ее отец не был еще генеральным секретарем ЦК КПСС, а только поднимался к вершинам высшей партийной власти.
Галина Брежнева всегда была человеком цирка. Не только потому, что одно время была женой акробата Евгения Милаева. Скорее – по неуемному характеру, весьма отличавшемуся от отцовского. И в цирке знала все и всех.
Чувство из дружеского перешло в любовное на гастролях в Японии в 1961-м, где в одной гастрольной группе оказались семья Милаевых и Игорь Кио. Галине было 32, Игорю – всего 17. И вдруг, как это бывает в жизни, между давно знавшими друг друга двумя людьми пробежала, что называется, искра. И вместо того чтобы вспыхнуть и немедленно погаснуть, разгорелась в самый настоящий любовный костер.
Влюбленные поначалу пытались скрывать отношения, и им казалось, что у них хорошо получается. Но только казалось. Всем до последнего артиста в труппе было известно о начавшемся романе. Более того, это было секретом полишинеля для мужа Галины, который очень хорошо относился к Игорю. Он же ему по-дружески посоветовал держаться от своей жены как можно дальше. Посоветовал не в силу ревности, а потому, что хотел уберечь молодого друга от возможных неприятностей. Уж кто-кто, а Милаев хорошо знал, что может последовать дальше со стороны государства, мощь которого олицетворял его тесть. И не ошибся.
Но Игорь был влюблен и ничьим советам внимать был просто не в состоянии. Роман длился год, Леонид Ильич знал об этом, был недоволен, но никаких мер не предпринимал. Может быть, ничего и не случилось бы, если бы влюбленные не решили в конце концов узаконить отношения. К ужасу близких Игоря и недоумению и абсолютному непониманию в государственных кругах.
Фокус Брежнева
Молодых расписали через несколько часов после того, как прибывший в ЗАГС сотрудник Кио авторитетно и безапелляционно заявил директору Дворца бракосочетаний, что он здесь по поручению семьи Брежневых. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы преодолеть все советские бюрократические правила и, минуя полагающиеся в таких случаях формальности, поставить необходимые штампы в паспортах.
Свадьбу сыграли стихийно, в самом модном по тем временам ресторане «Прага», естественно, без широкого круга гостей и родителей. И если родители Игоря знали о случившемся, то Галина не решилась сообщить отцу о своем очередном цирковом кульбите.
На следующий день молодая супруга выехала со своим еще более молодым мужем на гастроли в Сочи.
Леонид Ильич терпел и до поры до времени в эту историю не вмешивался. Час Х пробил для влюбленных, когда ему стало известно, что при бракосочетании любимой дочери был нарушен закон: Галине выдали свидетельство о разводе не на 10-й день, как полагалось, а на 8-й. Придравшись к этому мелкому правонарушению, будущий генсек разрешил компетентным органам навести порядок, и… молодых немедленно развели. В УВД города Сочи у них отобрали паспорта. КГБ установил наружное наблюдение до тех пор, пока Галина не покинула город. Игорь Кио и Галина Брежнева состояли в законном браке всего лишь 10 (!) дней.
Леонид Ильич был одним из главных иллюзионистов Советского Союза и выступал на территории всей страны, которая порою все чаще и чаще напоминала огромный цирк.
Игорь Кио был прирожденным фокусником и выступал только на городских аренах.
Победить Кио на арене было практически невозможно, но в жизни… в жизни в приоритете оказались другие фокусники.
Страх высоты
Долгое время считалось, что ТВ как жанр и фокусы как искусство – две вещи несовместные. Зачем одному другое, если оба могут творить иллюзии. Игорь Кио доказал – и с большим успехом – обратное.
В 1989-м Кио пришел на ТВ с идеей организовать «Новогодние аттракционы» – зрелище, которое мог бы смотреть весь Советский Союз. Начальство подумало и согласилось, ведущими передачи стали сверхпопулярные Алла Пугачева, Спартак Мишулин и сам Кио. Искали трюк, который должен был поразить всю страну. И нашли. Пугачева (после того как съемки программы завершились, она призналась Кио, что больше всего на свете боится высоты) предложила спеть свой шлягер «Миллион алых роз» не где-нибудь, а раскачиваясь на трапеции под самым куполом цирка.
И спела. Но все могло кончиться печально, потому что Аллу Борисовну не успели прикрутить к трапеции вниз: ассистент нажал кнопку, трапеция взмыла вверх, и певица, преодолевая страх, без страховки исполнила под бешеные аплодисменты самую популярную песню года. А зрители так ничего и не заметили.
Жизнь на колесах
Жизнь артиста – кочевая жизнь.
Жизнь циркового артиста – вдвойне.
За долгую творческую жизнь Игорь Кио объездил не только весь Советский Союз и Россию, но и весь мир – от Японии до США, от Европы до Австралии.
И всегда и везде – и в советские времена, и в новые российские, и на родине, и за рубежом – благодаря таланту и неистощимой выдумке, профессионализму и точному расчету пользовался заслуженным успехом и всемирной славой.