0
210
Газета Печатная версия

15.12.2025 17:40:00

Мир не хочет отказываться от нефти и газа

Прогнозы о стремительном росте использования водорода не оправдались

Сергей Правосудов

Об авторе: Сергей Александрович Правосудов – генеральный директор Института национальной энергетики.

Тэги: виэ, сокращение проектов, углеводороды, атомная генерация, рост интереса


виэ, сокращение проектов, углеводороды, атомная генерация, рост интереса Если раньше Международное энергетическое агентство предрекало снижение спроса на нефть и сжиженный природный газ, то теперь говорит о росте в следующие 25 лет. Фото Reuters

Сокращение числа проектов в сфере возобновляемых источников энергии в США и Европе сопровождается ростом интереса к углеводородам и атомной генерации. Особенно популярным становится природный газ как наиболее экологически чистый энергоноситель. Прогнозы о стремительном росте использования водорода в качестве топлива не подтвердились.

В середине октября генеральный секретарь Форума стран – экспортеров газа Мохаммед Хамель заявил, что в 2025 году спрос на газ вырастет на 1,6%, а в 2026 году еще на 1,8%. «Мы видим целую волну запуска новых СПГ-проектов, к 2030 году будет около 200 млн т, или почти 50% текущих мощностей. Прирост мощностей создаст давление на цены на газ и приведет их к снижению. Но в то же время доступный природный газ вне всякого сомнения приведет к росту спроса», – сказал он в ходе Российской энергетической недели.

«Мы видим, что спрос на газ в мире вырастет на 32% к 2050 году, а доля газа в мировом энергобалансе поднимется с 23% до 26%. Мы по-прежнему полагаем, что золотая эра природного газа впереди, а не позади», – добавил он.

Прогноз МЭА

В свою очередь, Международное энергетическое агентство (МЭА) в среднесрочном прогнозе рынка газа на период до 2030 года понизило оценку увеличения мирового спроса на газ в 2025 году до менее 1% с ожидавшихся ранее 1,3%. Предварительные данные агентства свидетельствуют о том, что спрос на природный газ за девять месяцев 2025 года увеличился всего на 0,5% (или примерно на 10 млрд куб. м), главным образом в Европе и Северной Америке. Этому способствовали более высокие цены на газ в сочетании с повышенной макроэкономической неопределенностью и ограниченным предложением на рынке.

«По прогнозам, по итогам всего 2025 года рост мирового спроса на газ замедлится с 2,8% в 2024 году до уровня менее 1% в 2025 году. Ожидается, что спрос в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) увеличится менее чем на 1% по сравнению с 2024 годом, что является самым слабым ростом с 2022 года», – сказано в отчете. Таким образом, спрос на газ в 2025 году может составить 4,29 трлн куб. м против 4,25 трлн куб. м в 2024 году.

При этом в 2026 году, согласно оценке МЭА, рост спроса ускорится до 2%, в результате чего мировое потребление газа достигнет нового рекорда в 4,37 трлн куб. м.

В 2027 году начнутся поставки российского газа в Китай и по «дальневосточному» маршруту, пропускная способность которого к 2030 году достигнет 10–12 млрд куб. м в год. Поставки российского газа в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» могут выйти на увеличенные объемы в 44 млрд куб. м к 2030 году.

В ноябре Международное энергетическое агентство изменило свой долгосрочный прогноз. Теперь специалисты агентства прогнозируют, что мировой спрос на нефть и сжиженный природный газ может расти до 2050 года (ранее они предрекали снижение спроса). В тексте отмечается, что сценарий был изменен, так как учел текущую политику государств, либо игнорирующих переход к чистой энергетике и обещания достичь нулевых выбросов к середине столетия, либо не представивших планы для достижения этого, МЭА прогнозирует, что мировой спрос на энергию вырастет на 15% относительно сегодняшнего дня. Согласно сценарию, к середине века спрос на нефть достигнет 113 млн барр. в сутки, что примерно на 13% больше потребления в 2024 году.

МЭА также прогнозирует, что мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ) вырастет с примерно 560 млрд куб. м в 2024 году до 880 млрд куб. м в 2035 году и до 1020 млрд куб. м в 2050 году.

Прогноз «Газпрома»

В конце октября совет директоров ПАО «Газпром» рассмотрел перспективы развития международного рынка газа. В сообщении по итогам заседания отмечено, что мировая торговля сжиженным природным газом к 2035 году может вырасти почти на 70% относительно текущего уровня. По итогам 2024 года основными импортерами СПГ оставались страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Европы. Ожидается, что государства АТР и в дальнейшем продолжат играть ключевую роль в росте потребления СПГ.

Россия наряду с США, Катаром, Австралией и Малайзией в настоящее время входит в число ведущих экспортеров СПГ. Согласно актуальным прогнозам, к 2035 году США, Катар и Россия обеспечат основной вклад в увеличение предложения СПГ на рынке. Реализация проектов «Газпрома» как в области трубопроводного газа, так и СПГ внесет вклад в укрепление позиций России на мировом газовом рынке, главным образом в странах АТР, где спрос на газ будет активно расти.

Вместе с тем в США на фоне рекордного числа заявленных в 2025 году новых экспортных СПГ-проектов производители сжиженного газа могут испытать трудности с обеспечением полной загрузки заводов, а его покупатели – столкнуться с существенно более высокой стоимостью продукции в будущем. Это обусловлено ограниченностью ресурсной базы и растущей конкуренцией за сырьевой газ между американскими внутренними потребителями и экспортерами СПГ.

Объем добычи сланцевого газа в мире в 2024 году остался на уровне 2023 года, при этом доля газа из сланцев в общемировой добыче газа несколько снизилась. Основной объем сланцевой добычи – 94% – пришелся на США и лишь 6% – на Китай, Аргентину и Канаду. При этом одним из стимулов для американских производителей продолжать добычу сланцевого газа являются цены на внутреннем рынке США, которые в 2025 году существенно возросли.

По прогнозам, в долгосрочной перспективе основное влияние на темпы развития мировой добычи газа из сланцев будет оказывать отсутствие новых крупных месторождений сланцевого газа в США. Добыча в других регионах мира будет иметь ограниченные масштабы и не отразится на динамике глобального газового рынка.

Россия обладает крупнейшими в мире доказанными запасами газа традиционных месторождений, разработка которых имеет явные экономические и экологические преимущества. В связи с этим «Газпром» не рассматривает добычу газа из сланцев в России в качестве перспективного направления развития деятельности компании.

Председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер заявил, что по итогам 2025 года Россия поставит в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» более 38 млрд куб. м газа, превысив проектную мощность газопровода. Он подчеркнул, что Россия и Китай становятся ключевыми игроками, формирующими будущую архитектуру мирового газового рынка.

29 октября агентство Reuters со ссылкой на отчет Deloitte сообщило, что политика Дональда Трампа по введению повышенных пошлин на импортные товары приведет к росту издержек при реализации проектов в нефтегазовой сфере в США. Значительная часть оборудования и сырья для реализации СПГ-проектов импортируется США, в результате инвестиционная привлекательность проектов снижается, а сроки реализации возрастают из-за нарушения цепочек поставок.

Прогноз англичан

Оксфордский институт энергетических исследований (ОИЭИ) 20 октября опубликовал прогноз, согласно которому к 2035 году в мире в эксплуатацию могут быть введены новые мощности по производству 400 млрд куб. м газа в виде СПГ. При этом рост глобальной торговли СПГ может составить только 262 млрд куб. м, что приведет к избыточному предложению и снижению цен на глобальном спотовом рынке СПГ до 6 долл/млн бте (около 215 долл/тыс. куб. м). В условиях низких цен спрос на газ в Китае к 2030 году может составить 555–610 млрд куб. м, а к 2035 году – 580–670 млрд куб. м. Власти Китая будут стремиться обеспечить не менее 50% спроса за счет собственной добычи. Дополнительный потенциал роста спроса на газ в Китае будет зависеть от конкуренции природного газа в промышленном секторе и сфере генерации с углем, а также с альтернативными источниками энергии. В Японии, Южной Корее и на о. Тайвань к 2030 году совокупный объем спроса на газ может вырасти до 190–200 млрд куб. м, к 2035 году составит 185–210 млрд куб. м. Спрос в Японии и Южной Корее будет зависеть от конкуренции газовой генерации с АЭС и альтернативными источниками энергии.

Прогноз ОИЭИ по спросу на газ в Китае к 2035 году в целом соответствует прогнозам китайских госкомпаний. В Китайской национальной нефтегазовой корпорации ожидают, что к указанному сроку спрос на газ может составить 620–650 млрд куб. м, в Китайской национальной трубопроводной корпорации – 650–700 млрд куб. м. Объем спроса на природный газ, не обеспеченного текущими контрактами, к 2030 и 2035 годам составит 50–77 и 90–145 млрд куб. м соответственно.

В Японии в настоящее время действует «Стратегия в области энергетики до 2040 года» (принята в 2025 году). Она предполагает, что природный газ продолжит играть важную роль в энергосистеме страны, а спрос на природный газ будет составлять 73–102 млрд куб. м. 23 октября новый министр экономики, торговли и промышленности Японии Ресей Акадзава заявил, что замена поставок СПГ с проекта «Сахалин-2» может быть дорогостоящей и приведет к росту цен на электроэнергию. По его словам, срок действия большинства японских контрактов на поставку СПГ по проекту «Сахалин-2» истекает в период между 2028 и 2033 годами, а досрочное расторжение приведет к штрафам и вынудит искать альтернативные поставки на спотовом рынке, где возможности могут быть ограничены из-за высокой конкуренции. По данным Минфина Японии, в 2024 году импорт СПГ в Японию составил 91,3 млрд куб. м, из которых 7,9 млрд куб. м СПГ было поставлено из России. Доля России в японском газовом импорте составила 8,6%. В январе–августе 2025 года импорт в Японию составил 59,2 млрд куб. м газа в виде СПГ, из которых 5,2 млрд куб. м поставлено из России. Доля России – 8,8%. Средняя цена импорта газа в Японию в январе–августе 2025 года составила 437 долл/млрд куб. м, из России – 431 долл/млрд куб. м.

Рынок КНР

Институт экономики и технологий при Китайской нефтехимической корпорации 27 октября опубликовал статью о ситуации на газовом рынке Китая в 2025 году и прогноз по развитию отрасли в 2026 году. По оценкам Института, в 2025 году поставки природного газа на китайский рынок составят 434,6 млрд куб. м, на 1,2% больше, чем в 2024 году, при этом фактическое потребление достигнет 430,2 млрд куб. м, показав рост на 2,4%. Основные причины снижения темпов роста состоят в том, что из-за относительно теплой погоды в отопительный сезон спрос в сфере городского потребления оказался ниже ожидаемого, а на фоне роста выработки электроэнергии на других энергоблоках наблюдалась низкая загрузка газовых энергоблоков. Кроме того, в промышленном секторе существенного роста спроса на газ не зафиксировано. Рост добычи газа в Китае в 2025 году и снижение импорта СПГ привели к понижению степени зависимости от импортных поставок на 2,4 п.п. – до 38,5%.

В 2026 году спрос на газ в Китае, как ожидается, составит 448–456 млрд куб. м при поставках 461 млрд куб. м. Добыча вырастет на 4,9%, до 273,8 млрд куб. м, импорт газа по трубопроводам снизится на 0,6%, до 83,2 млрд куб. м, на фоне нестабильности поставок газа из стран Центральной Азии и истечения срока некоторых контрактов. В следующем году вступают в силу контракты на импорт СПГ совокупным объемом 15 млн т, однако реализация многих из них под вопросом из-за китайско-американских торговых разногласий.

За первые три квартала 2025 года продажи грузовиков на СПГ в Китае составили 145 тыс. ед., на 3 тыс. ед. меньше, чем в аналогичный период 2024 года. Доля грузовиков на СПГ в продажах грузовых автомобилей в Китае – 25,6%. При этом в III квартале 2025 года из-за снижения цены на СПГ продажи грузовиков на этом виде топлива выросли на 36% по сравнению с III кварталом 2024 года.

Китай является мировым лидером в сфере применения природного газа в качестве автомобильного топлива. В настоящее время в стране насчитывается около 7 млн автомобилей на природном газе, из них 1 млн – это автомобили на СПГ, 6 млн – на компримированном природном газе (КПГ). Действует сеть газовых АЗС из 5300 станций. В 2023–2024 годах рост продаж грузовых автомобилей на СПГ в Китае значительно превзошел ожидания экспертов. Ключевым фактором роста спроса на транспорт СПГ в Китае являются цены на газ на внутреннем рынке. По оценкам экспертов, если цена СПГ составляет менее 70% от цены дизельного топлива, то в сегменте грузового транспорта на СПГ наблюдается «взрывной» рост продаж. В первой половине 2025 года отношение цены на СПГ к дизелю составляло 70%, в связи с чем продажи оставались на относительно высоком уровне, даже несмотря на небольшое снижение по сравнению с рекордным показателем прошлого года. Рост продаж газовых автомобилей в Китае в основном наблюдается в сфере грузового транспорта. Продажи общественного транспорта на СПГ и легковых автомобилей на КПГ снижаются, поскольку в этих сегментах приоритет отдается автотранспорту на электроэнергии и гибридных двигателях.

Европа

По данным Евростата, средняя цена газа для бытовых потребителей в ЕС в первой половине 2025 года снизилась на 8% после рекордных значений конца 2024 года. Во второй половине 2024 года цена достигла 0,1244 евро/кВт-ч (1480 долл/тыс. куб. м), что стало самым высоким уровнем, зафиксированным с начала сбора этих данных. «В первой половине 2025 года цены снизились до 0,1143 евро/кВт-ч (1360 долл/тыс. куб. м), что способствовало возобновлению обычной динамики, наблюдавшейся в докризисный период», – отмечает Евростат. Самые высокие цены для домохозяйств в первой половине 2025 года наблюдались в Швеции – 0,2128 евро /кВт-ч (2532 долл/тыс. куб. м), в Нидерландах – 0,1617 евро (1924 долл.) и Дании – 0,1306 евро (1554 долл.). Самыми низкими они были в Венгрии – 0,0307 евро (365 долл.), Хорватии – 0,0461 евро (557,7 долл.) и Румынии – 0,0559 евро (665,21 долл.). В рассматриваемый период цены выросли в 13 из 23 стран ЕС, наибольший рост наблюдался в Эстонии – на 23,9%, Болгарии – на 23,6% и Швеции – на 20,94%.

В Испании за первые девять месяцев этого года спрос на газ вырос на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 267,6 ТВт-ч (23,6 млрд куб. м). Отмечается, что в секторе электрогенерации спрос на газ вырос почти на 37%.

Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что план Еврокомиссии по отказу от российских энергоносителей с 2028 года лишит Венгрию почти всего объема газа, потребляемого промышленностью и домохозяйствами страны. Он отметил, что из-за отказа Украины обеспечить транзит российского газа в Европу единственным трубопроводом, снабжающим Венгрию топливом, остался «Турецкий поток». В 2025 году Венгрия должна получить по нему 8–8,5 млрд куб. м газа и в 2026 году рассчитывает на такой же объем поставок. «Предложение Еврокомиссии может сделать недоступными для нас 8,5 млрд куб. м, в то время как общее годовое потребление Венгрии составляет около 9 млрд куб. м», – сказал он.

Главный управляющий итальянской энергетической компании Eni Клаудио Дескальци указал на идеологизацию и политизацию в Евросоюзе экологического перехода. «У Европы нет единого плана обеспечения энергетической безопасности, что наглядно продемонстрировала ситуация с недостатком поставок энергоносителей после значительного сокращения импорта из РФ. Мы испытали большие сложности с российским газом (после сокращения его поставок), и мы поняли, насколько уязвима наша система. Это продемонстрировало отсутствие общей стратегии. У ЕС, в отличие от США, России и Китая, единых государственных единиц, нет единого энергетического рынка, но есть множество разных подходов к созданию пакетов энергетических миксов», – сказал он.

При этом он указал на идеологизацию и политизацию в ЕС экологического перехода. «Энергетический переход не может субсидироваться, он должен быть натуральным, а это происходит только тогда, когда это приносит прибыль. Как только это становится убыточно, отмирает. В Европе вопрос «зеленого перехода» стал идеологией и политикой, но при этом необходимо учитывать спрос», – пояснил Дескальци.

Он напомнил, что 80% всей потребности в энергоносителях в мире удовлетворяется за счет ископаемых источников и 35% приходится на угольное сырье, наиболее загрязняющее атмосферу. При этом он считает, что использование атомной энергии значительно снизило бы стоимость энергоносителей, которые в Италии, например, газ из Норвегии, как и другие поставки, обрастают наценками.

В свою очередь, член Еврокомиссии Дан Йоргенсен, отвечающий за вопросы энергетики, заявил, что ЕС готов изучать возможности упрощения нового законодательства ЕС по выбросам метана. Он отметил, что регламент по регулированию выбросов остается в силе, а также указал на готовность к сотрудничеству с заинтересованными правительствами как внутри Евросоюза, так и за его пределами, которые испытывают трудности с реализацией регламента. Закон, принятый в 2024 году, направлен на сокращение выбросов метана в энергетическом секторе как в Европе, так и в глобальных цепочках поставок. ЕК еще не разработала методологию расчета нормативов выбросов метана на уровне производителей. Согласно постановлению, это необходимо сделать до 5 августа 2027 года. Представители Катара уже неоднократно заявляли, что могут прекратить поставки СПГ в ЕС в случае начала применения штрафных санкций за выбросы метана.

Малайзия и Африка

Малайзия планирует к 2032 году сделать природный газ основным источником электрогенерации, вытеснив уголь с позиции главного энергоносителя в этом секторе. Доля угля в производстве электроэнергии в стране выросла с 6% в 2000 году до 43% в 2024 году, в то время как доля газа упала с 80% в начале 2000-х годов до 37% в 2024 году. Однако импорт угля должен сократиться с 2029 года, что подтолкнет Малайзию к увеличению использования газа для производства электроэнергии и началу его импорта, поскольку местные запасы газа сокращаются. Планируется, что мощности газовой генерации к 2030 году вырастут на 50% и уже в 2032 году газ займет лидирующие позиции в энергобалансе страны.

Африка не может индустриализоваться, полагаясь только на солнечную и ветровую энергию, ей нужен природный газ, заявил председатель Африканской энергетической палаты ЭнДжей Аюк. «Африке в долгосрочной перспективе нужен природный газ. Ни одна страна прежде не развивалась успешно, опираясь исключительно на энергию солнца и ветра. Африке нужно индустриализоваться, а нас заставляют активно переходить на так называемые зеленые технологии, хотя на всю Африку приходится всего 4% выбросов», – сказал он.

По его словам, международные финансовые организации, такие как Всемирный банк и другие финансовые институты, не настроены финансировать сферу полезных ископаемых в Африке, в частности добычу природного газа.

«Некоторые (международные финансовые организации) не хотят финансировать сферу ископаемого сырья в других странах, в отличие от России. Мы видим большой прогресс в Вашингтоне, однако нам нужно исключить дискриминационные правила в финансировании», – отметил ЭнДжей Аюк.  



Читайте также


Экологический след возобновляемой генерации не равен нулю

Экологический след возобновляемой генерации не равен нулю

Михаил Стрелец

Что нужно учитывать при планировании зеленого перехода

0
3221
Как появляются пузыри на энергетических рынках

Как появляются пузыри на энергетических рынках

Сергей Правосудов

Влияние зеленых инициатив на мировую экономику начинает снижаться

0
3726
В мире падает интерес к углю

В мире падает интерес к углю

России предстоит пересмотреть свои подходы к спасению кризисной добывающей отрасли

0
4964
Роль природного газа в мире усиливается

Роль природного газа в мире усиливается

Сергей Правосудов

На азиатском рынке ожидается стабильный рост энергопотребления

0
5389