0
656
Газета Акцент Интернет-версия

16.09.2005 00:00:00

Хижина дяди Вани

Тэги: аргуновы, выставка


аргуновы, выставка Одна из известнейших работ И.П. Аргунова – 'Портрет неизвестной в русском костюме'. 1784, ГТГ.

23.9–6.11. Выставка «Семья крепостных художников Аргуновых. Государственная Третьяковская галерея.

В то время как здание Третьяковки на Крымском Валу оккупировали две громкие премьеры сентября – сводный смотр работ Энди Уорхола и ретроспектива советского поп-арта, в Лаврушинском переулке галерея открывает масштабную выставку весьма консервативного на первый взгляд толка. 130 работ, сделанных крепостными художниками Аргуновыми, очень любопытны и сами по себе – как-никак заря российской светской живописи. С другой стороны, интересно и поглядеть на то, какие плоды приносили соцзаказ и личная, в буквальном смысле понимаемая несвобода художника в XVIII веке.

Все началось, как водится, с хозяина. Граф Борис Петрович Шереметев – ближайший сподвижник Петра, первым в России удостоенный фельдмаршальского звания и графского титула, первым же начал являться при дворе в немецком платье и дом свой обставил на западный манер, увешав его картинами, привезенными из европейского турне в составе Великого посольства. Сын его, Петр Борисович, тоже, разумеется, граф и тоже фельдмаршал, дело это продолжил. Получив в приданое от жены, урожденной княжны Черкасской, двести тысяч душ крепостных, он завел у себя дома живой фотоаппарат, средство для фиксации моментов и лиц, а именно – собственного художника. Крепостной Иван Аргунов прошел обучение у немца Ганса Гроота, трудившегося при дворе императрицы Елизаветы, начал писать картины примерно в 1750-х годах, но художественная манера его осталась трогательно эклектичной: иконопись, парсуны, западноевропейская живопись смешаны в невообразимых пропорциях и сочетаниях, отчего портреты Аргунова получаются чарующе неловкими. Прекрасно выписанное лицо, с любовью прорисованный костюм – и неживые, как птичьи лапки, кисти рук, которые Аргунов безнадежно пытается спрятать под складками ткани.

Впрочем, времени на живопись у него было не так уж и много – Аргунов совмещал в себе должности домашнего живописца, рисовавшего домочадцев, друзей и родственников графа, хозяйственника и управителя графского Миллионного дома в Петербурге, разъезжал по художественным аукционам, скупая для Шереметева картины, при этом успевал еще обучать в своей мастерской трех «спавших с голоса» певцов придворной певческой капеллы Лосенко, Головачевского и Саблукова, ставших потом преподавателями Академии художеств. Дело его продолжили сыновья. Старший, Павел, стал архитектором, строил Останкинский театр-дворец, средний, Николай, стал живописцем, рисовал по преимуществу актрис шереметевского крепостного театра, в их числе и Прасковью Ковалеву-Жемчугову, будущую графиню Шереметеву, Яков ушел в книжную графику и иллюстрировал массовые издания Бантыша-Каменского.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Анастасия Башкатова

Предприятия готовы активизировать инвестиционную деятельность при ключевой ставке не выше 11%

0
979
Чем в очередной раз удивила Япония

Чем в очередной раз удивила Япония

Олег Мареев

Вот где видишь и передовые технологии, и сохранение живой природы

0
708
Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Михаил Сергеев

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

0
1170
Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Геннадий Петров

Против России вводится первый после переговоров Трампа и Путина пакет рестрикций

0
1375

Другие новости