6.02. Спектакль «Железяка». Театр Наций
Из Петербурга в Москву к нам едет театральный авангард. Выпускники Петербургской академии театрального искусства прочитали пьесу Оли Мухиной, драматурга, когда-то потрясшей обе столицы своей дебютной пьесой «Таня-Таня». Потом, говорят, Мухина совсем уехала в деревню и раз в несколько лет шлет оттуда свои новые пьесы. Новые театральные революционеры взяли для своей работы пьесу «Ю» и всех героев и все слова поделили меж тремя актерами, двумя молодыми людьми и девушкой. Историю любви (а у Мухиной все пьесы представляют собой лирический дневник автора, рассказы, естественно, о любви) они перекладывают на язык пластики, всему «голова» – ритм и движение. Слова звучат только тогда, когда, по мысли авторов спектакля, без них уж никак не обойтись, а когда обойтись можно – рукой взмахивают или ногою. А «Железякой» спектакль называется потому, что в центре сцены находится конструкция, которую по ходу действия раскачивают, опрокидывают на пол, взбираются на нее и с нее же падают┘ Высокая такая железная трапеция, пересеченная множеством железных тросов, которая позволяет артистам быстро перемещаться на ней снизу вверх и слева направо.
18 эпизодов спектакля меняются местами, и последовательность этих номеров-шарниров зависит от настроения актеров в день спектакля. Сами участники считают, что именно это в итоге и позволит спектаклю не заиграться, остаться живым. В 2005 году спектакль был представлен на суд жюри международного театрального фестиваля FAUN (Чехия) и получил Гран-при.