Хуан Грис. Книга, трубка и стекло. 1915.
Фото из каталога Christie’s
Последний месяц в описании прошедших торгов часто рассказывают не о том, какие вещи проданы, а о том, какие не нашли покупателя. Вместе с тем любые крупные продажи сейчас – это уже успех, а сравнивать сегодняшнюю ситуацию с тем, что было, скажем, полгода назад, просо некорректно. Несмотря ни на что, рынок старого искусства жив, хотя и находится в состоянии затишья. Самые значительные произведения продаются пусть и не в таком количестве, как прежде, и не за такие безумные деньги, к каким мы успели привыкнуть.
Аукционный дом Christie’s следом за домом Sotheby’s провел вечерние торги импрессионистов и модернистов. Аукцион показал те же тенденции, что и торги Sotheby’s, хотя итоговая сумма составила 146 млн. долл., что существенно ниже результата конкурента (223 млн. долл.). Было продано 56% лотов и установлен один ценовой рекорд.
Рекорд этот принадлежит полотну Хуана Гриса, испанского художника, вдохновленного Пикассо на поиски кубистических форм. Последний рекорд на работу Гриса – 18,5 млн. долл. за «Горшок с геранью» на торгах того же Christie’s в мае 2007 года. Теперь полотно «Книга, трубка и стекло», которое датируется 1915 годом, временем, когда художник переходил от аналитического кубизма к синтетическому, при оценке 12,5–18,5 млн. долл. куплено за 20,8 млн. Это самая успешная продажа торгов, учитывая не только рекорд, но и то, что итоговая сумма превзошла эстимейт, что случается теперь нечасто.
Главное ожидание торгов – холст Василия Кандинского «Этюд к Импровизации 3» также был продан. Несмотря на то что работы Кандинского присутствуют почти на каждых торгах живописью начала XX века, это полотно – редкий пример раннего творчества художника. Оно было написано в Мюнхене в 1909 году, именно в это время в живописи Кандинского происходят кардинальные перемены – поворот к абстрактной живописи. Это полотно как раз переходное, в нем еще читаются легко определяемые формы, в том числе, например, и синий всадник – знаковый персонаж творчества Кандинского. Эксперты оценили работу в 15–20 млн. долл., покупатель согласился отдать за нее 16,8 млн. долл.
![]() Василий Кандинский. Этюд к Импровизации 3. 1909. |
Пусть и в рамках эстимейта, но работа продана, чего не скажешь, например, о двух полотнах Пабло Пикассо, оценивавшихся в 10–15 млн. долл. и 15–20 млн. долл. Последние торги Sotheby’s и Christie’s вообще показали, что главного модерниста ждут перемены. Пикассо – по-прежнему самый дорогой художник старого искусства. Его работа «Мальчик с трубкой», купленная за 104 млн. долл., прочно занимает первое место в рейтинге ценовых рекордов. До недавнего времени даже примитивные почеркушки художника стоили немалых денег и всегда продавались. И вдруг на главных торгах несколько его значительных работ не проданы, те же, которые все-таки нашли покупателя, были куплены в рамках эстимейта или даже ниже. Так, например, на торгах Sotheby’s пастель 1923 года при оценке в 6–8 млн. долл. была продана только за 4,8 млн., а композиция 1942 года вместо 2–3 млн. долл. принесла лишь 1,8 млн. На торгах Christie’s, правда, некоторые работы все же были проданы несколько дороже: холст «Два персонажа» 1934 года – за 18 млн. (эстимейт 18–20 млн. долл.), полотно 1967 года – за 9 млн. (эстимейт 8–10 млн. долл.), обнаженная 1965 года – за 3,7 млн. (эстимейт 3–5 млн. долл.).
Не исключено, что аукционным домам придется отказаться от практики минимальной гарантированной цены, к которой охотно и без каких-либо потерь прибегали крупные аукционные дома. Напомним, что именно по этой причине с вечерних торгов Sotheby’s было снято знаковое полотно Пабло Пикассо. В связи с этим еще одним следствием кризиса станет не только снижение уровня цен, но и сокращение количества произведений искусства на рынке в целом и в первую очередь искусства высшей категории. В условиях кризиса продавцы предпочтут придержать свои произведения до лучших времен, во-первых, из-за будущей потенциальной возможности продать их более выгодно, во-вторых, из-за того, что искусство остается все же сравнительно надежной инвестицией.
Впрочем, как показывает история арт-рынка, затишье это временное и после спада непременно будет очередной подъем цен на произведения искусства. Вопрос даже не столько в том, как скоро это произойдет, сколько в том, в каком разделе искусства этого подъема следует ожидать.