0
2309
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.04.2007 00:00:00

Светлана Захарова: Я ≈ классическая балерина


ДОСЬЕ Родилась в Луцке (Украина). В 1989 г. поступила в Киевское хореографическое училище (класс Валерии Сулегиной). В 1995 г. получила второй приз на конкурсе молодых танцовщиков Vaganova-Prix в Санкт-Петербурге и предложение перейти на выпускной курс в Академию русского балета имени А.Я.Вагановой. В 1996 г. была принята в труппу Мариинского театра. Ее постоянным педагогом-репетитором стала Ольга Моисеева. В 1997 г. была награждена премией компании «Балтика», в 1998 г. получила Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит», в 1999 г. ≈ Национальную театральную премию «Золотая маска» за исполнение сольной партии в балете «Серенада». В 2000 г. получила «Золотую маску» за исполнение партии Принцессы Авроры («Спящая красавица») и была названа лучшей танцовщицей года итальянским журналом «DANZA & DANZA». В сезоне 2003/2004 Светлана Захарова перешла в труппу Большого театра, где ее педагогом-репетитором стала Людмила Семеняка. В 2005 г. за исполнение партии Ипполиты-Титании в балете «Сон в летнюю ночь» была награждена призом Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» и получила звание «Заслуженная артистка Российской Федерации». Выступает как приглашенная солистка за рубежом и много гастролирует.

РЕПЕРТУАР В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ

Принцесса Флорина [«Спящая красавица», 1996]

Па-де-де Чайковского, 1996

«Умирающий лебедь», 1996

Мария [«Бахчисарайский фонтан», 1996]

Маша [«Щелкунчик», 1996]

Гюльнара [«Корсар», 1997]

Жизель [«Жизель», 1997]

Мазурка и седьмой вальс [«Шопениана», 1997]

Принцесса Аврора [«Спящая красавица», 1998]

Терпсихора [«Аполлон», 1998]

Солистка [«Серенада», 1998]

Одетта-Одиллия [«Лебединое озеро», 1998]

Солистка [«Поэма экстаза», 1998]

Солистка I части [«Симфония до мажор», 1999]

Принцесса Аврора [«Спящая красавица», 1999]

Медора [«Корсар», 1999]

Никия [«Баядерка», 1999]

Солистка в «Бриллиантах» [«Драгоценности», 2000]

Манон [«Манон», 2000]

Китри [«Дон Кихот», 2000]

Солистка [«Теперь и тогда», 2001]

Барышня [«Барышня и хулиган», 2001]

Зобеида [«Шехеразада», 2001]

Джульетта [«Ромео и Джульетта», 2002]

Солистка [гран-па из балета «Пахита», 2002]

Солистка [«Средний дуэт», 2002]

Солистка [Этюды», 2003]

РЕПЕРТУАР В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

Жизель [«Жизель», 2003]

Аспиччия [«Дочь фараона», 2003]

Одетта-Одиллия [«Лебединое озеро», 2003]

Принцесса Аврора [«Спящая красавица», 2004]

Солистка II части [«Симфония до мажор», 2004]

Никия [«Баядерка» , 2004]

Китри [«Дон Кихот», 2004]

Ипполита (Титания) [«Сон в летнюю ночь», 2004]

Раймонда [«Раймонда», 2005]

Кармен [«Кармен-сюита», 2005]

Золушка [«Золушка», 2006]

Солистка [«Серенада», 2007]

НЕКОТОРЫЕ РОЛИ В ДРУГИХ ТЕАТРАХ:

Маша [«Щелкунчик» ≈ Нью-Йорк сити балет,

2000]

Манон [Баварская Государственная опера, 2001]

Одетта-Одиллия [«Лебединое озеро» ≈ театр

Рио-де-Жанейро, 2001; Парижская национальная

опера, 2002, 2005, 2006; Лондонский Альберт-холл,

2002; Новый национальный театр в Токио, 2002,

2005; Римская опера, 2003; Ла Скала, 2004]

Никия [«Баядерка» ≈ Парижская опера, 2002;

Новый национальный театр в Токио, 2003;

Метрополитен-опера, 2004; с Гамбургским балетом

Джона Ноймайера, 2005; Ла Скала, 2006]

Жизель [Парижская национальная опера, 2004;

Ла Скала, 2005)

Шехеразада [Новый национальный театр

в Токио, 2006)

≈ Наша встреча сдвинулась из-за неожиданной репетиции. Это какая-то новая роль? Или балетный класс неожиданно освободился?

≈ Нет, класс в одно и то же время. Репетиции меняются. Тут все демократично. Не зависит от того, какой ты имеешь статус ≈ прима или солистка. Сейчас залов мало, и у кого спектакль раньше, ставят в более раннее время. У меня спектакль 21 марта. И я начинаю репетировать за неделю.

≈ В чем тогда выражается статус? Балерина, прима-балерина?

≈ В премьеры и примы сразу, конечно, не принимают. Сначала ≈ ставка кордебалета, потом ≈ солиста┘

≈ То есть разница только в окладе? Кто-то из эстрадных исполнителей рассказывал недавно, что у его коллеги в договоре был пункт: нездоровый ажиотаж у трапа самолета┘

≈ Что касается бытовых условий, то это ≈ лучшие номера в отелях на гастролях, перелет бизнес- или первым классом, все остальные летят экономическим, что тяжело в длительных перелетах. На спектакль привозит-увозит машина. Но мне это не нужно, я на своей езжу.

≈ Вы не ходите пешком? Вы же близко живете.

≈ Близко, но пешком далеко.

≈ Когда основная работа связана с усилиями ног, находите ли вы какое-нибудь удовольствие в прогулках, в ходьбе?

≈ Чаще всего прогулки, ходьба случаются за границей. Находишь время сходить в музей или по магазинам. Дойти из гостиницы в театр. В Москве я обычно передвигаюсь на автомобиле. Хожу пешком мало. Я боюсь мест, где много людей. Мне все время кажется, что меня зацепят, заденут, на ногу наступят. Какой-нибудь сумасшедший подойдет, ударит. Я стараюсь не попадать в места большого скопления народа, предпочитаю стоять в пробках по три часа, чем сесть в метро и за 10 минут добраться.

≈ Для драматических актеров очень важно найти своего режиссера. А для тех, кто танцует в балете, режиссером, в данном случае хореографом, так или иначе становится Мариус Петипа. Чувствуете ли вы, что он хотел сказать, и говорит ли он что-то вам лично?

≈ Есть разные балеты. Все они поставлены на одних и тех же красивых классических движениях. Считается, что я ≈ классическая балерина, а классика ≈ это Петипа. Наверное, так считают не зря, наверное, я его чувствую, и у меня хорошо получаются его спектакли. Иногда в его спектаклях не хватает сильных эмоций. В «Спящей красавице», например, нет драмы, развития, не хватает какой-то глубины. Но все можно сделать и красиво, и с глубоким смыслом. В итоге все зависит от солиста, от того, как он берется за партию. Мне его спектакли очень подходят, и я себя очень комфортно и уютно чувствую, особенно если станцую партию неоднократно, обкатаю уже несколько раз. Тогда просто купаешься в танце┘ «Лебединое озеро» ≈ лучше этого спектакля еще никто не придумал.

≈ Если об этом сказать какому-нибудь сегодняшнему хореографу, как вы думаете, он не обидится?

≈ Я думаю, все это понимают.

≈ Неужели за сто двадцать лет не было другого хореографа, который мог бы сравниться с Петипа?

≈ После Петипа было и есть очень много хореографов, чьи балеты ставились и ставятся. Но их балеты исчезают, а Петипа ≈ до сих пор живут. Казалось бы, ничего мудреного не было в том, что он делал. Обычные классические движения, которые мы делаем в классе каждый день. Но он брал очень интересные истории. Сейчас, мне кажется, истории высасывают из пальца. Или берут те же, уже известные, переделывают на сегодняшний день. Но мне непонятно ≈ зачем? А через некоторое время эти новые, современные спектакли сходят со сцены. А Петипа как будто бы вечен. Его «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Баядерка» живут до сих пор.

≈ Балет, кажется, последнее классическое искусство, в котором сохранилась публика, которая ходит не на одно, а на каждое представление. Пусть даже не на каждое, но все равно ≈ из раза в раз. У вас есть такие, кто ходит на каждый балет с вашим участием?

≈ Да┘ большие фанаты.

≈ Соответственно у них есть возможность увидеть, как и что меняется. А для вас ≈ что происходит в каждом спектакле?

≈ Очень много зависит от того, как и сколько ты репетируешь. Но бывает так, что спектакль не идет┘

≈ И что нужно сделать, чтобы он пошел?

≈ Раньше, когда я была маленькая, когда танцевала первые спектакли, все зависело от настроения. Бывало, все получалось ≈ и улыбаться, и плакать. А бывало, что идет спектакль, и ничего не можешь себя заставить сделать. Но с возрастом, с опытом, с пониманием того, что люди приходят смотреть именно на тебя, появляется «балеринская» гордость и сила воли. Учишься переключаться из реального мира в ту сказку, которая на сцене. Мои поклонники после спектакля отмечают, что сегодня было что-то другое, высказывают какие-то пожелания.

≈ Как вы к этому относитесь?

≈ Я всегда прислушиваюсь к пожеланиям, к критике или к похвале. Но вообще всегда сама знаю, что сделала хорошо, а что не очень. И когда думаю, что было не так, а мне говорят, что все отлично, я понимаю ≈ у нас обманчивый мир. Иногда выходишь на сцену и, кажется, не идет спектакль, недотягиваю. Тогда артист начинает переигрывать. И это иногда еще хуже, чем когда артист недоигрывает. Переигрывать смешно, а самое страшное ≈ выглядеть на сцене комично. Мои поклонники вовремя меня останавливают, говорят: «Нет, нет, достаточно». Вообще после спектакля меня долго никто не держит, все знают, что я устала и мне нужно домой. В Японии, правда, часто приходится долго стоять, давать автографы. Я ≈ главная приглашенная звезда в Национальном театре в Токио, и когда приезжаю, иногда, бывает, часа полтора подписываешь японцам открытки, фотографии в журналах. И это как четвертый или пятый акт балета: сидишь ровно, улыбаешься, фотографируешься с людьми. Но я отношусь к этому как к части моей работы. И мне приятно, что люди час или полтора меня ждут, иногда на холоде.

≈ В балете большая часть сюжетов сказочная. А «Кармен» для вас ≈ реальная история?

≈ Реальная. «Кармен», «Ромео и Джульетта», «Манон», даже «Золушка». Реальные истории.

≈ «Золушка» по сравнению со «Спящей красавицей» реальная история?

≈ Да. Потому что в «Спящей красавице» все построено на условностях. Принцесса со всеми вежлива. И даже встреча с принцем, когда Аврора пробуждается, принц ее касается, целует формально, а дальше будто бы начинается любовь. А эмоций при этом никаких. И сразу свадебное Па-де-де. Очень тяжелое. От него ждут техники. Даже в сказке «Лебединое озеро» отношения между людьми более человеческие.

≈ Глядя на новые балеты, думаешь о том, как мало танца в современном балете. Ну, например, в последней премьере Большого театра, вечере американской хореографии, от первого балета к третьему ≈ усилий много, а танца ≈ в классическом понимании ≈ все меньше┘

≈ Если взять «Серенаду», балет Баланчина, то это уже классика. И хоть «Серенада» считается одним из самых легких балетов Баланчина, там есть очень тяжелые танцы. И, по-моему, это красиво. Опять же ≈ Чайковский. Второй акт ≈ Уилдон, там все-таки тоже есть какие-то отношения. В дуэте ведь всегда можно найти отношения ≈ любовь, равнодушие, ненависть. Что касается последнего балета, там, по-моему, какой-то спорт. Спортивный драйв. Люди бегают по сцене, прибегают, убегают, и непонятно, зачем они так делают. Хотя это очень тяжело. Я видела, как работают ребята. Мне показалось, что в какой-то момент им даже понравилось ≈ понравилось использовать свое тело┘ Такой вариант дискотеки. Ну почему бы и нет? Зрители приняли хорошо. Но может, это дань артистам, которые сорок минут бегали по сцене с прыжками, пируэтами, какими-то классическими элементами. Никаких взаимоотношений с партнером, непонятно, где мужчина, где женщина. Хоть этот балет был поставлен впервые не сегодня, наверное, можно сказать, что сегодня в балете теряется и женственность, теряется и мужской танец. В «Комнате наверху» женское и мужское становятся чем-то одним, неразличимым. Хотя весь мир движется в эту сторону┘

≈ Когда-то Григорович казался реформатором. Сейчас он кажется оплотом не просто классики, но консерватизма. В 30-е годы балеты Баланчина казались чем-то фантастическим, а сегодня Петипа и Баланчин в одном ряду ≈ классики. Кажется, пройдет еще 50 лет и «Комната наверху» станет тоже классикой?

≈ Все зависит от того, в каком направлении пойдет балет.

≈ А для вас ≈ куда было бы лучше, чтобы балет пошел?

≈ Я перетанцевала всю классику, и мне уже интересен современный балет. Интересно использовать себя в новом, интересна современная музыка. Но при этом не стоит забывать, что существует настоящий балет. Балет с большой буквы. Старый.

≈ Где граница между Балетом с большой буквы и другим балетом?

≈ Сейчас слово «балет» используется где только можно. Как профессионал, я вижу различия между Балетом и балетом, так же, как вы можете сказать, хорошая статья или плохая. Или сказать: это ≈ желтая пресса, уже не журналистика, а третий сорт.

≈ Внимание желтой прессы сегодня стало синонимом популярности. А вы счастливо находитесь вне ее внимания. Для вас это знак того, что вы ведете правильный образ жизни?

≈ Если ты человек публичный, а я считаю себя человеком публичным, раз на мои спектакли ходят, раз у меня берут интервью, и я рассказываю о своей жизни, я считаю, что нужно быть замеченным в профессии и не замеченным в личной жизни. Для кого-то быть замеченным в личной жизни также необходимо. Возможно, потому, что человек не может выразить себя до конца в профессии. Но бывают и случаи, когда пресса сама пытается что-то придумать. Хотя в России у нас этого практически нет. За границей артисты пытаются оградить свою личную жизнь, а за ними следят, пытаются в эту личную жизнь проникнуть... Нужно уметь оградить себя, своих родных и близких от навязчивого внимания. Быть, наверное, скрытным.

≈ Не означает ли это, что человек, пытаясь оградить своих близких, таким образом лишает себя личной жизни?

≈ Почему? Если о личной жизни никто не знает, это же не значит, что ее нет. Но трубить всем и каждому ≈ кто, с кем и как ≈ для меня это непонятно.

≈ Я имею в виду вот что: человек, избегая внимания желтой прессы, вынужден отказываться от каких-то контактов. К нему подходят познакомиться, а он думает, вот я сейчас поговорю с ним, меня сфотографируют, завтра фотографии появятся в газетах...

≈ Да┘ Иногда лишний раз боишься с кем-то пообщаться, с кем-то выйти в свет. Прежде чем идти с кем-то, десять раз подумаешь, а надо ли, чтобы кто-то видел?

≈ История, как вы в одиночку дотанцовывали спектакль в Брюсселе, превратилась уже в легенду. Ваш партнер тогда повредил ногу, и вам пришлось 10 минут танцевать, став, можно сказать, хореографом этого одноактного балета. О чем был ваш танец?

≈ Это была вторая половина второго акта, момент, когда Жизель уже в загробной жизни. Слава богу, к тому моменту все дуэты с партнером уже прошли. Если бы это случилось до адажио, я не представляю, что бы я делала. А там оставались быстрые танцы, прыжки, был один момент, который мы исполняем вместе, когда Уваров должен был меня поддерживать. Но я что-то заменила, а на его музыку пошла делать коду. Бегала одна по сцене, вертелась, мне ужасно хотелось плакать, потому что я не знала толком, что случилось с моим партнером. Я стояла перед выходом на свою вариацию, смотрю, как он на одной ноге выпрыгивает в кулису, где находилась я, падает и начинает стонать. Музыка остановилась, прибежала педагог Татьяна Борисовна Красина и сказала: «Светочка, ты должна закончить спектакль одна».

≈ А у вас есть какой-то постоянный тренер, знаете, как в боксе ≈ тот, что обмахивает полотенцем? Или ≈ в шахматах, который потом вечером разбирает партию?

≈ В Москве мой личный репетитор ≈ Людмила Ивановна Семеняка, а в Петербурге была Ольга Николаевна Моисеева. А в Японии ≈ японцы, в Италии ≈ итальянцы, во Франции ≈ французы.

≈ Но ведь нужен кто-то, кто хорошо вас знает?

≈ В Москве и Петербурге у меня есть постоянные педагоги. Они как родные люди. С ними я чувствую себя учеником. Они все время ругают, хвалят, замечания делают. А за границей ≈ без труппы, в чужой компании ≈ я обязательно прошу, чтобы со мной работали репетиторы. Никогда одна не репетирую. Но там чувствуешь себя взрослым человеком, который должен не просто приходить и отрабатывать какие-то движения, а уже представлять то, что умеешь. Там репетиции проходят жестче, без перерывов на разговоры о жизни и погоде. Конвейер.

≈ В балете, как, наверное, нигде больше, много ценителей, которые приговаривают: «Вот раньше такие были балерины!» Вас это счастливо не касается. Про вас говорят: «Да, эту балерину можно сравнить с великими». А у вас самой есть идеалы, кумиры в танце?

≈ Очень трудно ответить┘ Нет у меня кумиров, никогда не было. Даже в школе не было, хотя все вокруг говорили: «Моя любимая балерина┘» Каждый кем-то восхищался, хотел быть на кого-то похожим. Мне никогда не хотелось быть на кого-то похожей. Я для приличия говорила: «Да, хорошо». С возрастом стала понимать, что у всех, даже самых великих, есть какие-то недостатки. И я их сразу вижу. И танцевальные, и технические, и эмоциональные. Нет такой балерины, про которую я могла бы сказать: «Да, вот идеал».

≈ Но вы же тоже не идеал?

≈ Абсолютно нет. Мне приходит много писем, особенно от девочек, которые учатся в балетной школе: «Вы ≈ наш идеал». Какие-то вопросы по электронной почте┘

≈ Вы отвечаете?

≈ (Смеется.) Нет. У меня нет времени.

≈ А можете сейчас взять и ответить всем: что самое главное надо уметь, чтобы стать балериной?

≈ Во-первых, должна быть хорошая школа. Когда ты имеешь крепкий фундамент, можно развиваться дальше. Сегодня никому не нужна хорошо технически выученная балерина, у которой в душе ≈ пустота. То есть выходит балерина, выдает технику, но вас не трогает. В то же время никому не нужна сегодня балерина, которая будет потрясающе играть на сцене, но не сможет сделать элементарное фуэте или красиво поднять ногу.

≈ Но ведь так не получается. Вот, например, Конкурс Чайковского. Сегодня почти у всех потрясающая техника, особенно у азиатских исполнителей. И никакой души.

≈ То же в балете. Мир технологий. Сейчас все ≈ начиная от бытовых вещей ≈ настолько уходит в технику, становится квадратным и ровным, и нет никаких нормальных человеческих изгибов┘

≈ Не скрою: за последнее время одно из самых сильных моих потрясений в театре ≈ вообще в театре, не только в балете ≈ ваш «Умирающий лебедь». Вроде бы история известная, и еще некоторое время назад Плисецкая танцевала этот номер так, что, казалось, лучше быть не может. И тем не менее┘ Поразительно, что танец может вызвать такое сильное сочувствие...

≈ Если брать «Умирающего лебедя», то, как ни странно, к этому номеру готовишься и настраиваешься больше, чем к какому-то спектаклю, к трех-актному балету. Номер идет четыре минуты, но за эти четыре минуты нужно прожить полностью всю жизнь. Идешь спиной, зритель видит только руки. У меня должна бежать дрожь, тогда я сделаю номер, хотя, казалось бы, выходишь, отмахал руками, сделал бровки домиком, и всё. Но для того, чтобы получилось, нужно настолько себя извести перед этим, чтобы плакать хотелось. Тогда люди поверят. Я очень редко танцую этот номер, потому что его очень тяжело исполнять. Мучительное состояние, которое нужно пережить за эти четыре минуты, очень сложно. Сложно настроиться, подвести себя к этому состоянию. Стараешься ни с кем не разговаривать, уйти в темноту, греешь каждый палец. Во время спектакля за три часа уж что-то ты выразишь, а тут за четыре минуты надо пройти от начала до конца и ≈ угаснуть.

≈ Вы вкладываете в танец какие-то личные переживания или придуманные?

≈ Придуманные. Если брать «Лебединое озеро», я реально там играю полулебедя-полудевушку. А здесь я представляю, что эта птица прилетает на озеро и прощается с жизнью. Она знает, что умирает. Раненая она или время пришло? Не знаю. Но я чувствую это состояние, понимаю, что всё, больше никогда не увидишь солнца ≈ Лебедь ведь в последнюю секунду смотрит наверх, прощается с солнцем┘

≈ А есть ли какие-нибудь партии, в которых вы используете опыт вашей жизни?

≈ Да. Потрясения, переживания, любовь, какие-то радости очень часто берешь из жизни. Но при этом еще что-то придумываешь, утрируешь. Персонажи, которых я танцую, ≈ не я. У них своя история, своя жизнь. Свои личные качества я, конечно, беру, но при этом что-то еще представляю себе, фантазирую, пытаюсь влезть в шкуру персонажа. Пытаюсь переключиться: не я, Света, танцую, а я ≈ Кармен, я сегодня танцую.

≈ А бывает так, что на сцене вы проживаете какую-то ситуацию и понимаете, что в жизни такую же или похожую ситуацию продолжать не стоит?

≈ Нет. В жизни только жизненный опыт подсказывает. Театр, сцена ≈ все сказка. На сцене придуманные эмоции. Опыт пережитых эмоций помогает выразить подобные эмоции на сцене. Например, в сцене сумасшествия Жизели ≈ состояние, когда тебя предали. Первую Жизель я танцевала в 17 лет, когда еще ничего подобного не испытывала. Мне было, конечно, очень сложно.

≈ В жизни вообще нет места для сказки?

≈ Почему? Мне кажется, жизнь ≈ сплошная сказка: приключения, истории, надежды.

≈ На что вы надеетесь?

≈ Надеюсь, что дальше все будет хорошо.

≈ Хуже всегда может быть, а что может быть лучше?

≈ Лучше тоже может быть. Грех жаловаться, но есть много вещей, которые хотелось бы, чтобы были лучше. Не то что лучше, а просто чтобы они были. Дети ≈ будут, муж, семья ≈ будут, новые постановки ≈ будут, новый хореограф ≈ найдется, музыка ≈ будет, интересные встречи, гала-концерты ≈ будут. Надеюсь, все будет. В Большом театре мало сюжетных драматических балетов. Мы попытались сделать «Золушку» живой, человеческой, с реальными чувствами. Я уже доросла до того возраста, когда мне на сцене хочется исполнять не просто классические па, но выражать себя как актриса, поэтому во всех классических балетах ≈ в «Лебедином», «Баядерке» ≈ очень сильно добавляю эмоций. И люди, слава богу, замечают. Мне некуда выплеснуть свои эмоции┘

≈ Вот Табаков, говорят, в таких случаях ходит в казино┘

≈ Я никуда не иду. Я все свои эмоции выплескиваю в спектакле. И так устаю, что иногда не сплю до семи утра. Не могу спать, и все. На следующий день не могу встать. Я поражаюсь, как артисты на следующий день приходят в класс и занимаются.

≈ Неужели никто из ваших старших коллег не сказал: «Я в такой ситуации пью седуксен». Плисецкая рассказывала, что с 20 лет принимает сильнейшие снотворные.

≈ Я не употребляю снотворное. Но так у меня бывает только после спектакля. Адреналин гуляет. Я представляю, как выкладываются драматические актеры.

≈ Многие пьют.

≈ Но у нас нельзя, потому что мы должны быть в тонусе и со свежей головой. У нас можно повредиться.

≈ Когда вы станцевали Кармен, Майя Плисецкая не сказала ничего плохого. Тогда подумалось, что это уже не Майя Михайловна┘

≈ Она провела две репетиции перед премьерой. Но моя роль уже была выстроена, меня никто уже не мог сбить. Майя Михайловна увидела, что моя партия отличается от того, что она танцевала. Она мне сказала: «Главное, что ты не копируешь мою Кармен. Я больше всего этого боялась. Я ≈ это я, а ты ≈ это ты». Ее супруг Родион Щедрин после спектакля сказал: «Я привык видеть только одну Кармен, но я увидел вас и хочу увидеть еще раз». Он был в восторге. Он ≈ светлый, очень красивый человек, и для меня его слова были очень важны.

≈ Скажите, неужели вам не предлагали сняться в рекламе «Вдохновения» на фоне Большого театра?

≈ Мне предлагали сняться в других рекламах, я отказалась.

≈ Почему?

≈ Ничего в этом плохого нет, хотя многие и осуждают. Все зависит от того, что рекламировать.

≈ Это правда. Я иногда встречаю актера, который рекламировал «Простамол», и думаю: бедный человек, он же не думал, что эта реклама будет так долго идти по телевизору!

≈ Представлять какую-то хорошую фирму, одежду ≈ одно, а рекламировать какие-то повседневные соки, йогурты, шампуни, мыло┘ Не хочется.

≈ А быть лицом, как Нетребко┘

≈ Супер! Я приветствую. Большой плюс и компании, и ей. Это достойно, изысканно.

≈ А есть ли в мире хореографы, с которыми вам было бы интересно работать? Тот же Ноймайер: хорошо, конечно, что он поставил в Большом «Сон в летнюю ночь», а теперь ≈ «Чайку» в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Но эта «Чайка» ≈ третья на его счету, и «Сон в летнюю ночь» ≈ тоже не первый. Есть ли сегодня хореографы, которым интересно делать что-то новое?

≈ Ноймайер в своей компании выпускает новые спектакли. Там ему интересно работать. Другое дело, что он не может ставить новое в чужих компаниях, в которых у него нет сподвижников. Я поработала с ним и в Маринке, и в Большом. Хореография Ноймайера ≈ его мысли, люди ≈ лишь исполнители. Он ≈ непростой человек, когда видишь его глаза, понимаешь, что он ≈ не просто хореограф. Он ≈ больше. В чужих театрах он не может так выразить себя, его просто не поймут. Поэтому он ставит балеты, которые уже имели успех. А молодым хореографам иногда не хватает смелости, наглости. Не имея своей команды, они стесняются выразить свои мысли.

≈ Недавно показывали по телевизору Товстоногова. И было ощущение, что он говорит банальность за банальностью. Но из его банальностей получается┘

≈ Гениальность.

≈ Да. А из банальностей других и получается банальность. Такой фокус театра. Спасибо вам!

≈ И вам спасибо.

Беседовал Григорий Заславский.

ОЛЬГА МОИСЕЕВА, педагог-репетитор

Мариинского театра, ученица А.Вагановой

Когда Света пришла в Мариинский театр, ее сразу направили ко мне, и я стала ее репетитором. Сколько я с ней работала, столько она как балерина росла, никогда не стояла на месте. Репетировать с ней было интересно, потому что она ≈ человек очень трудолюбивый, а главное ≈ думающий. Ей что-нибудь скажешь и потом замечаешь, что она ничего из сказанного не пропустила. И сегодня, когда мы разговариваем по телефону, и она говорит: «Я стараюсь, Ольга Николаевна». Чувствую, что она, правда, старается. Например, смерть в «Баядерке» мы репетировали, кажется, без конца. Я ей рассказывала: можно сделать так, можно ≈ по-другому, и она ≈ думала, выбирала, что ей больше подходит. Она ≈ думающая, а в танце, как и, например, в рисовании, надо думать.

Когда она начала репетировать «Кармен», я ей посоветовала взять Мериме, перечитать, чтобы сделать по-другому, никого не повторить. И она, по-моему, станцевала этот балет совершенно по-новому. Одно удовольствие ≈ смотреть, когда танцует человек эмоциональный, красивый и ≈ думающий. В танце руки, тело ≈ все должно говорить и петь, как в «Кармен», говорила я ей, ≈ ты должна все рассказывать.

У нее прекрасная фигура, она сама ≈ прекрасна, у нее красивые ноги, что очень важно для балерины. Но для балерины важно иметь еще хорошую школу. Мне кажется, в Киеве она ее получила. А потом она попала ко мне в класс, очень хороший, в котором были Лопаткина, Махалина, Желонкина, Асылмуратова.

Мне безумно было жалко, когда она уходила из Мариинки. Но я сказала: «Света, я горжусь, что тебя, а не кого-нибудь другого пригласили в Большой театр». Я могу только пожалеть, что среди моих сегодняшних учениц нет Светы, но, с другой стороны, для Большого театра хорошо, что она у них есть, хотя, конечно, сегодня Захарова «есть» для всего мира, поскольку выступает она на многих сценах.

Только я ≈ за то, чтобы были новые балетмейстеры, потому что так станцевать, как она, ≈ я не знаю, кто еще сегодня так сможет. Таким, как Захарова, очень нужно, чтобы ставили именно на нее.

ФАРУХ РУЗИМАТОВ, премьер Мариинского театра, народный артист России

Могу сказать, что Света как балерина обладает уникальными данными. Артистична. Прекрасная партнерша ≈ она танцует с большой самоотдачей. Танцевать с ней всегда очень легко, ответственно и одновременно приятно. Света ≈ очень открытый человек, и тут оказывается, что на сцене, как в жизни: чем больше человек открыт, чем больше в нем уважения к другим людям, тем легче находится взаимопонимание. Поэтому с ней всегда очень хорошо танцевать. И конечно, очень жаль, что она у вас в Большом, а не у нас в Мариинском театре.

КОНСТАНТИН РЕМЧУКОВ, владелец и главный редактор «Независимой газеты»

Светлана Захарова ≈ лучшая балерина мира и она ≈ наша современница. Нам повезло ≈ она могла родиться в другую эпоху. С гениями иногда такое случается. Мне кажется, что она танцует танцы конца ХХI века. Света ≈ единственная в мире, для которой открыты все сцены самых престижных театров от Токио до Парижа.

Во время гастролей Большого театра в Лондоне летом прошлого года после «Лебединого озера» мы зашли с женой за сцену поздравить Свету. Она стояла смертельно уставшая, рассеянно улыбалась, кивала головой, а нам показалось, что ее пуанты порозовели от стертых в кровь ран на ногах.

Через два часа мы были со Светой в самом модном ночном клубе Лондона. Она весело улыбалась, шутила, подпевала, и никто из англичан не догадывался, что так здорово, лучше всех, в центре танцпола под модную в то лето песенку Боба Синклера танцует лучшая балерина современности ≈ Светлана Захарова.

Я хочу, чтобы Света еще очень долго дарила нам свою загадочную трактовку образов классического и современного балета, посвящая нас в то, что пока известно лишь ей одной.

ЛЮДМИЛА СЕМЕНЯКА, народная артистка СССР, педагог-репетитор Большого театра

Светлана исключительно одарена природой, и она бережно и ответственно относится к тому, что получила в дар. И если природа создала такое прекрасное творение, то и в душе его поселила удивительный мир, который соприкасается с сегодняшним миром. У этой балерины безграничные возможности.

Она творческий, ищущий человек. Неспокойно относится к себе. Имея идеальные классические данные, она могла бы оставаться балериной классического репертуара. Однако она сочетает в себе интерес к современной хореографии и верность традиции, полученной из рук мастеров. Ее отношение к предыдущим педагогам восхищает. Вместе мы работаем уже четыре года. Она умеет слушать, любит учиться, рискует пробовать. Работает спокойно ≈ я более импульсивна. Сейчас она стала смелой. Мы понимаем друг друга с полуслова. Я чувствую себя молодой, большого поколенческого разрыва не ощущаю, поскольку чувствую сегодняшний день, современный танец. Общение с ней есть и мое, и ее совершенствование. На сегодняшний день она уникальное явление в нашем балете, ее талант должен проявиться в полную силу, набрать всю палитру. У нее широчайший диапазон ≈ от глубоко лирического, драматического до трагедийного.

Я ученица Галины Сергеевны Улановой. Она развила во мне прежде всего драматический дар. Я стремлюсь передать Светлане всю палитру ощущений драматических состояний на сцене.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Национальные мегапроекты России сталкиваются с большими трудностями

Национальные мегапроекты России сталкиваются с большими трудностями

Михаил Сергеев

Чиновникам советуют изучить международный опыт реализации крупнейших программ развития

0
683
Эво Моралеса обвиняют в попытке организации мятежа

Эво Моралеса обвиняют в попытке организации мятежа

Сергей Никитин

Накануне всеобщих выборов обстановка в Боливии резко обострилась

0
348
В рамках обмена с Украиной возвращена первая группа российских военных в возрасте до 25 лет

В рамках обмена с Украиной возвращена первая группа российских военных в возрасте до 25 лет

0
309
По украинскому военному аэродрому в Ровенской области нанесен массированный удар

По украинскому военному аэродрому в Ровенской области нанесен массированный удар

0
326

Другие новости