Фото Reuters
Немецкие СМИ сообщают о новой вскрывшейся афере бывшего федерального министра экономики и климата Роберта Хабека. Его министерство решило привлечь к созданию автомобильного аккумулятора шведскую компанию Northvolt. Но оказалось, что в момент подписания контракта о совместном производстве в Германии шведская компания находилась на грани краха.
Идея «зеленого» министра Хабека состояла в том, чтобы создать собственное европейское производство аккумуляторов для электромобилей и избавиться от китайской зависимости в их поставках. Шведы планировали строительство такого завода в земле Шлезвиг-Гольштейн, откуда сам Хабек родом, и этот факт, видимо, усиливал интерес министра к проекту. Кроме того, речь шла о создании дополнительно 3 тыс. рабочих мест, что прибавляло очков тамошнему правительству «Зеленых». По некоторым данным, строительство предприятия даже было начато, но внезапно для немецких партнеров шведская компания объявила о своем банкротстве.
Хабек первоначально заявил о возможности спасения проекта и лично отправился в поездку по Германии на поиски частных инвесторов. Государственных денег на поддержку гибнущего шведского производителя ему не дали. И более того, в связи с этим скандалом баварский премьер Маркус Зёдер назвал Хабека самым плохим министром экономики за всю историю Германии.
Но в тот период Зёдер еще был в оппозиции, и его пафос вполне понятен. Хотя уже тогда многие эксперты сомневались в способности философа по образованию Хабека руководить экономикой Германии. Но он окружил себя экспертами преимущественно из экосферы и полностью полагался на их советы. Поэтому в обоснование миллионных сумм (точный размер до сих пор неизвестен) Хабек заявил, что ему были неизвестны финансовые проблемы шведской компании. Госдотации Хабека шведам не помогли, а собрать частные инвестиции ему не удалось.
Зацикленность Хабека на строительстве завода по производству аккумуляторов была связана с его концепцией энергоповорота, представлявшего реализацию новой энергетической политики Германии, основанной на возобновляемых источниках энергии. В этой концепции перевод всей страны на электромобили играл одну из ведущих ролей. Но Германия не располагала собственным производством важнейшей составной части электромобилей, а зависимость от аккумуляторов из Китая представляла угрозу реализации концепции.
После провала на досрочных выборах красно-зеленой коалиции энергетика Германии представляет странную картину. Значительная доля производимой электроэнергии, по данным статистического ведомства ФРГ, приходится на возобновляемые источники (более 53%), где главную роль играет ветровая и солнечная энергетика. Остальными важнейшими источниками для производства электроэнергии являются бурый и каменный уголь, а также газ. Причем газ Германия получает главным образом в форме СПГ.
Понятно, что после прихода к власти в феврале текущего года черно-красной коалиции место Хабека в Министерстве экономики и климата, которое теперь называется Министерством экономики и энергетики, его новый глава Катерина Райхе (ХДС) провела чистку ведомства. По сообщению прессы, она уволила всех сторонников партии «Союз–90/Зеленые».
Сам Хабек после отставки оставался некоторое время депутатом нового состава Бундестага и заседал в комитете по международным делам, отвечая за отношения с США. Но по последним данным, он получил приглашение из калифорнийского университета Беркли поработать приглашенным профессором. По иронии судьбы, проштрафившийся на родине Хабек будет читать американским студентам лекции по курсу о преодолении кризисов.