Alison Jackson. Confidential. ≈ Кельн, 2008, 264 с.
С этого начинается книга: на интригующей фотке с Мадонной, у которой в руках утюг с отпаривателем, «нашивка»: что, мол, всё, что вы увидите в этой книге, никогда не случалось в реальности. Всё неправда. Как? И Мадонна никогда не держала в руках утюг? Как жаль... Но-но-но! А как же оранжевая «наклейка» внизу, припечатывающая ту же самую фотку ≈ «конфиденшиал»? Значит, все-таки было?!
Были-небылицы ≈ так можно обозвать альбом, вышедший в издательстве Taschen. Джексон ≈ конечно, самый (-ая) настоящий фотограф-папарацци, но... Человеколюбивый, что ли? Когда ей что-то не удается, она не плачет, не лишает своих подопечных сна, не ставит под угрозу их личную безопасность и саму жизнь. Она фотографирует знаменитостей в тех позах и такими, какими хотела бы их увидеть. Это, конечно, искусство, отчасти ≈ кройки и шитья. Но в итоге ее фотографии стоят не меньше, чем настоящие скандальные снимки. Да, это не Мадонна, а этот писающий мальчик ≈ не принц Гарри. Не Джек Николсон купается в окружении веселящихся обнаженных нимф в тихой заводи. Не Буш играет в кубик Рубика, мучительно пытаясь добиться успеха... То есть вполне вероятно, Бушу-младшему было бы так же трудно. Может, еще труднее, но это ≈ не он. Хотя очень похоже.
В результате фотосессии Джексон покупают и вывешивают лучшие галереи мира. Кто-то однажды заметил, что все эти фотки ≈ страшные сны знаменитостей, мол, именно этого они больше всего и боятся. Что кто-нибудь снимет, как Буш, заигравшись в ковбоев, стреляет по портретам Путина и мадам Клинтон, как Элтон Джон шалит с мальчиками и он же ≈ пытается взнуздать быка... Она признается, что и это не цель. А цель? «Я подыскиваю моделей-двойников, создаю похожий сценарий, обстановку, но на деле и это выдумка. Я пытаюсь выявить психологическую связь между тем, что мы видим и что представляем», ≈ цитата из интервью.
Нет... Невозможно. Это же точно королева Елизавета. С журналом в руках сидит, нет ≈ восседает на унитазе со спущенными в кружевах трусами. Невозможно найти модель, которая бы так была похожа... В конце концов, мы видели Мамышева-Монро. Ну и не только. Тут ≈ все по-настоящему. «Все репутации подмочены, трещи, трехспальная кровать!» ≈ приветствовал и одновременно проклинал новую эпоху поэт-юбиляр Андрей Вознесенский. Ну вот и приехали. Границы размыты, компромата никакого нет. Есть только искусство. Правды нет. Нет и вымысла, раз ничто не вызывает сомнений. Ах, и он тоже... Ну да, конечно, да ведь и говорили, и... да-да-да. Пожалуй, самое интересное и неизбежное продолжение работы Джексон ≈ фотографии читателей ее альбома, «глотателей пустот». Тот самый случай: не написан остался только один вариант детективного сюжета, в котором убийцей оказывается читатель. Написан. Салют в честь Элисон Джексон.