0
6062
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.01.2010 00:00:00

Пенсне

Тэги: чехов, пенсне


Хотя пенсне почти всеми считается деталью совершенно чеховской, неотъемлемой частью образа Антона Павловича Чехова, в его жизнь оно вошло в самые последние годы, пенсне на шнурке он начал постоянно носить с 1897 года.

После того как Чехов выписался из клиники Остроумова, где ему поставили диагноз «открытый туберкулёз лёгких», его стали осматривать уже все специалисты. Глазной врач приехал в Мелихово и, обнаружив у Чехова астигматизм, очень долго подбирал линзы.

У А.П. глаза были разные по цвету, а тут выяснилось, что и по диоптриям – тоже, разница была в полторы единицы.

Когда Чехов поселился на Садовой Кудринской в доме-комоде, как он его называл, кабинет А.П. выходил во двор. По словам самого Чехова, чтобы избавиться от этих вечных сумерек в комнате, зажигал обыкновенно не только лампу, но еще и свечи. Вероятно, именно плохое зрение и астигматизм стали причиной мучивших его диких головных болей, но Чехов долго говорил, что голова болит из-за плохого освещения.

Соседняя комната принадлежала брату, всю жизнь носившему пенсне (и никогда – очки), и А.П. часто просил его: «Мишка, дай мне пенсне!»

Видимо, пенсне брата облегчало ему жизнь, но почему-то сам он не спешил проверить зрение. А.П. вообще не любил лечиться и обращаться к врачам. Однажды написал: «Не хочу, чтобы меня выслушивали, – эскулапы найдут еще какое-нибудь притупление». Как у всякого, кто носит очки, у Чехова образовалось нечто вроде коллекции. Пенсне имеется и в коллекции дома-музея на Садовой, свои – в Мелихове и Ялте.

Чехов любил красивые вещи. Галстуки, носовые платки, пиджаки, рубашки покупал в Париже. Он руководствовался правилом: без необходимого можно прожить, а вот что-то замечательное стоило бы иметь.

Оправа его пенсне – возможно, отечественная, зато стёкла заказывались за границей, скорее всего – во Франции, так как Чехов особенно любил французские вещи. О том, как А.П. дорожил пенсне, свидетельствует один факт: 27 июля 1897 года он отправился в гости к редактору журнала «Осколки» Лейкину на дачу под Петербургом, а на обратном пути обронил пенсне на пристани. И очень просил поискать, надеясь, что все-таки пенсне найдется где-то на пристани, а не упало в щель или в воду. С дороги А.П. отправил Лейкину письмо: «Дорогой Николай Александрович, я обронил на пристани свое pince-nez (цилиндрическое, со шнурком). Если найдут его, то, пожалуйста, сберегите его. Оно стоит около 10 р., так как стекла заграничные. Ваш А.Чехов». Чуть ниже: «Пароход «Рыбка». Воскресенье». А на обороте надпись: «Усть-Тосно, его высокоблагородию Н.А.Лейкину». В тот же день Чехов оставил запись в дневнике: «27 июля у Лейкина в Ивановском».

Кстати, этот самый Лейкин приучил в своё время укладываться в сто слов, не больше, что ещё раз научило Чехова умению коротко говорить о длинных предметах.

Пенсне не нашли, и пришлось заказывать за границей новые особые стёкла.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Платное образование не отменят, но отрегулируют

Платное образование не отменят, но отрегулируют

Наталья Савицкая

Госдума спешит принять закон о квотировании мест для тех, кто хочет учиться в вузах за свои деньги

0
721
Верный верблюд и фривольные песенки

Верный верблюд и фривольные песенки

Андрей Юрков

Исполнилось 165 лет со дня рождения Альфонса Доде

0
571
От Герцена до Кокто

От Герцена до Кокто

Александр Сенкевич

Интеллектуальный культурологический травелог Алисы Даншох о приметах и мифах Лазурного Берега

0
200
Последние гардемарины

Последние гардемарины

Виктор Леонидов

Кто-то дослужился до высоких чинов, кто-то сгинул в лагерях, а большинство осталось в эмиграции

0
446

Другие новости